Как раскрыть тему итогового сочинения по литературе?

Критерий "Раскрытие темы" итогового сочинения и других литературных сочинений.

«Раскрытие темы»Наиболее типичная формулировка в рецензиях на сочинения — «тема раскрыта», «тема не раскрыта», «тема раскрыта не полностью». Многие выпускники и абитуриенты жалуются, что это нарочито непонятное выражение, позволяющее «придраться» к любому сочинению. Для того чтобы не возникало подобных недоразумений, разъясним: да, действительно, «раскрыть тему» — это профессиональное выражение, но оно имеет все же вполне конкретное значение. Перечислим все критерии «раскрытия темы».

Критерии раскрытия темы в сочинении

Охват материала: школьная программа, знание текстов.

Для полного раскрытия темы нужно постараться охватить весь относящийся к ней «программный» материал. Другими словами — необходимо очень хорошо знать тексты произведений, легко ориентироваться в них.

1) Если, например, вы пишете сочинение по лирике поэта, то в нем должны быть по крайней мере упомянуты те его стихотворения, которые входят в программу и имеют отношение к данной теме. Важно помнить не только наиболее очевидные, но и другие примеры.

Так, например, «Тема поэта в лирике Пушкина» ассоциируется прежде всего с стихотворениями «Пророк», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Но она присутствует и в более ранней элегии «Деревня», которая тоже входит в вашу программу, но ассоциируется чаще с «Темой природы...» или «Темой свободы...» у Пушкина.

2) Если ваше сочинение — анализ системы персонажей в драме или романе, а в формулировке темы нет указания на отдельные персонажи, — то для полного раскрытия темы нужно охватить все персонажи, включая второстепенные, внесюжетные, внесценические (Кулигин и Феклуша в «Грозе» А. Н. Островского, друзья Репетилова или брат Скалозуба в «Горе от ума» А. С. Грибоедова).


Сужение и расширение темы

Недопустимо произвольное «сужение» или «расширение» темы. 

Пример «сужения темы»: в сочинении «Образы молодых людей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» автор заявляет: «Мне бы хотелось поговорить о Чацком», — и дальше говорит только о нем.

Пример «расширения темы»: в сочинении «Пейзажная лирика Пушкина» автор много рассуждает о пейзажах в романе «Евгений Онегин» и в повести «Капитанская дочка», хотя эти произведения не относятся к лирике поэта.

Таким образом, для полного раскрытия темы необходимо охватить все относящиеся к ней произведения автора, характеры, сюжеты и т. п. При этом некоторые из них могут быть просто упомянуты (это, кстати, компромиссный вариант для вас в том случае, если вы плохо помните текст произведения, но точно знаете, что его следует включить в сочинение на данную тему), а другие (по вашему выбору) рассмотрены более подробно.

Хорошее знание текста

В сочинении не должно быть фактических ошибок(неправильно пересказанных событий, неточно названных имен персонажей, их социального положения, неточно цитируемого текста, неверно приведенных дат).

Знание литературного контекста: сквозных и ключевых мотивов произведений

Необходимо знание широкого литературного контекста.
  • Выпускник должен уметь выделять сквозные, ключевые мотивы, общие для многих писателей и произведений.
  • Знать содержание некоторых литературно-критических (XIX в., журнальная критика) и современных литературоведческих статей. В программу входят несколько статей В. Г. Белинского о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, а также статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний», посвященная комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». 

Другие знания для наиболее полного раскрытия темы:

  • Советуем запомнить некоторые цитаты из критики, которые целесообразно использовать в сочинении в кавычках.
  • Нужно уметь отразить литературную полемику (например, об образе Чацкого, Базарова, Катерины Кабановой).
  • Важно иметь представление о литературной эпохе (стили, течения, направления, ведущие имена).

Комментариев 0