Что такое гордость? Определение понятия гордость для сочинения.

Определение понятия "ГОРДОСТЬ"для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе на тему: Как Вы понимаете значение слова ГОРДОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Что такое ГОРДОСТЬ?", "Какого человека называют гордым?" "Для чего человеку нужна гордость?".

Гордость - это...Определение, значение.

ГОРДОСТЬ — особое состояние (чувство), в котором отражается высокая оценка человеком своих или чьих-либо достижений и заслуг; чувство собственного достоинства, самоуважения.
ГОРДОСТЬ - это чувство собственного достоинства, самоуважения; чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов; чувство превосходства в чём-л.
ГОРДОСТЬ - это уважение к себе, к своим поступкам, чувство собственного достоинства.
ГОРДОСТЬ - это чувство удовлетворения от чего-н.
ГОРДОСТЬ - это предмет чьей-н. высокой оценки, восхищения, уважения. 

Отрицательное значение:
ГОРДОСТЬ - это чрезмерно высокая самооценка, спесивость (разг.). Из-за своей гордости ни с кем не дружит. 

О понятии "гордость"

Гордость представляет собой способность человека давать высокую оценку собственным достоинствам. Чувство гордости, как правило, возникает, когда человек осознает свою личную причастность к созданию каких-либо ценностей. Это состояние сопровождается высокой оценкой достижений и заслуг человека им самим и другими людьми, ощущением личной независимости и свободы.  В зависимости от этической и культурной традиции, а также от соответствия самооценки реальным свойствам индивида гордость как черту характера можно рассматривать и как добродетель, и как порок. Если человек утрачивает критическое отношение к самому себе, гордость превращается в гордыню.

Об отрицательном значении слова "гордость"

Отрицательный смысл слова был раскрыт в древнегреческом представлении о hybris'e — особой форме самонадеянности, присущей эпическому или трагическому герою, пытавшемуся нарушить границы человеческих возможностей в установленном богами миропорядке.

Аристотелевская теория пороков и добродетелей затрагивала сугубо нравственные проявления порочной гордости, связанные с завышенной самооценкой и неумеренной потребностью принимать по отношению к себе знаки почета и уважения. Порочная гордость по Аристотелю близка таким понятиям, как честолюбие, кичливость и спесь. В отличие от представителей позднейшей христианской традиции, Аристотель не считал проявления порочной гордости слишком опасными и разрушительными: «Людей [спесивых] считают не злыми (так как они не делают зла), а заблудшими». 

В восточно-христианской литературе гордость и предшествующее ей тщеславие понимали как две последовательные стадии единого стремления к собственному возвеличению. Им противопоставляли смирение. Тщеславие и гордость свидетельствуют о непреодолимой потребности продемонстрировать, во-первых, свое превосходство над ближними и, во-вторых, независимость от Бога. Добродетельный поступок такого гордеца становился лишь способом для достижения славы или самоуспокоения, целей суетных и тщетных. Главный же мотив христианского подвижничества уходили на второй план.
Характерными свойствами личности, порождаемыми пороком тщеславия, являются лицемерие и ложь. Если тщеславный концентрирует свое внимание всего лишь на наслаждении собственными достоинствами, приносящими известность и уважение, то гордый считает их исключительно собственной заслугой, своим неотъемлемым достоянием и не признает слабости своей природы. Если тщеславие принижает другого человека, превращая его из объекта братской любви в контрастный фон для демонстрации собственных достоинств, то гордость стремится к полному «уничижению» ближнего или к ничем не ограниченному господству над ним. 
Большую роль в разработке западно-христианских представлений о греховной гордости сыграл христианский теолог Августин Аврелий (354 —430), который предложил в своей «Исповеди» следующую классификацию типов греховной гордости: «страсть оправдывать себя», «желание, чтобы нас любили и боялись», сопряженное с любовью к похвалам, и самовлюбленность, которая даже не снисходит до желания нравиться другим. 

Переход к представлениям о ведущей роли человека в мире в эпоху Возрождения создал позитивную трактовку гордости, превратив гордость в один из синонимов человеческого достоинства, самоуважения, независимости. 

Так, английский философ Д. Юм (1711 —1776) выступил против «школьного» понимания гордости как порока, противостоящего добродетели «смирения» или «униженности». Гордость, по Д. Юму, — это то «приятное впечатление, которое возникает в нашем духе, когда сознание нашей добродетели, красоты, нашего богатства или власти вызывает в нас самоудовлетворение». Такое «впечатление» совсем не обязательно порочно, ведь даже самая строгая мораль «позволяет нам чувствовать удовольствие при мысли о великодушном поступке». Искренняя и оправданная гордость является тем качеством, которое более всего необходимо для приобретения «уважения и одобрения человечества». Нравственное осуждение гордости оправдано только тогда, когда присутствует «преувеличенное мнение о собственном значении». Тенденция же порицать любое «самодовольство», которую Д. Юм называет «предубеждением», связана лишь с тем, что адекватную самооценку очень трудно сделать даже людям разумным и достойным.  

Словосочетания со словом "гордость" 

Прилагательные-эпитеты (определения):
Большая, огромная, великая, нескрываемая, собственная, законная, человеческая, мужская, женская, девичья, материнская, сыновняя, рабочая, профессиональная, гражданская, национальная ... гордость.
Сочетаемость:
Чувство гордости; полный, преисполненный (высок.) ... гордости.
Глагольная сочетаемость:
Испытывать, чувствовать, вызывать в ком-л. ... гордость; не скрывать гордости; наполнить ..гордостью.
Из гордости (сделать, отказаться).
С гордостью (сказать, говорить думать, смотреть).
Гордость мешает кому-л., не позволяет сделать что л ...
200 аргументов ОГЭ

Комментариев 0