Образы крестьян (странников) в поэме "Кому на Руси хорошо"

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является своеобразной энциклопедией дореформенной и пореформенной жизни России. В ней наиболее полно раскрывается характер русского народа. В поэме органично соединяются мотивы, тесно связанные с народной жизнью, появляются чисто народные образы, звучит один из важнейших мотивов русского фольклора — мотив странничества.

Семь мужиков-правдоискателей отправляются в странствие по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: «кому живется весело, вольготно на Руси»? Они ищут «Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села». Эти странники наделены лучшими качествами русского народного характера: болью за свой народ, бескорыстием, интересом к главным вопросам жизни. Странствие некрасовских мужиков во многом напоминает странствие благородных героев русских сказок, отправлявшихся в путь-дорожку ради какого-либо общего дела. Сам сюжет поэмы перекликается с русской сказкой о правде и кривде, где спорщики также отправляются в странствие с одним вечным вопросом.

Странствие мужиков-правдоискателей — духовное странствие, поиск не просто счастливого человека, а поиск иной, счастливой жизни, само же счастье предстоит завоевать в труде.

На страницах поэмы появляются не только образы благородных странников, ищущих правду и удачу, но и образы странников, которых бедственное положение заставило пойти по Руси искать милости и сожаления. В большинстве своем они не обладают прекрасными качествами русского характера, ими движет нищета, бесправие, ради куска хлеба они готовы пойти на все, пожертвовать многим:

За просфоры афонские,
За «сказки Богородицы»
Паломник пряжу выманит...

Попадаются попрошайки и «пошустрее», которые не только оберут до нитки, но и хозяйство приберут к рукам:

Старушку богомольную 
Согнул в бараний рог!..

Естественно, что отношение народа к такого рода странникам негативное, порой даже враждебное. Некрасов же, будучи истинно народным поэтом, понимающим все его трудности и беды, не судит строго странников-попрошаек, так как прекрасно понимает, что вынудило их вступить на этот путь. Введя образы этих странников, поэт в очередной раз заострил внимание на положении крестьянства:

Пускай народу ведомо,
Что целые селения
На попрошайство осенью,
Как на доходный промысел,
Идут...

Заходят в села странники, в которых народ видит «лицевую сторону»; странники, не делающие добра, не совершающие зла. Их жизнь — скитания. Памятен народу юродивый Фомушка, который «зимой и летом бос», старообрядец Кропильников,«вся жизнь которого то воля, то острог». Такие странники чаще вызывают сочувствие, жалость, но в то же время и некий страх, так как те пророчества и предсказания, которые несут они с собой, порой «чуть в точку» не сбываются.

Навсегда оставляют память в сердцах крестьян божьи люди, которые появляются в городах и деревнях в сложные, страшные годы, когда люди особенно нуждаются в помощи, поддержке, успокоении:

Вовек не позабудется 
Народам Ефросиньюшка,
Посадская вдова...

Всегда эта женщина приходила «в холерные года», помогала, лечила, выхаживала больных; крестьяне просто молились на нее.

С радостью народ принимал у себя захожих богомольцев, которые приносили с собой отдохновение, успокоение. Их рассказы о чудесных землях благотворно влияли на души русских крестьян. Они заставляли на время забыть о тяжелом труде, о нескончаемых заботах и проблемах. На первый план выходила душа, богатый внутренний мир:

Кто видывал, как слушает
Своих захожих странников
Крестьянская семья,
Поймет...
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь!..

В главе «Пир — на весь мир» появляется образ еще одного странника, «нового героя новой эпохи» — Гриши Добросклонова, видящего свое счастье в служении народу:

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Гришу, так же как и мужиков-правдоискателей, «сманила... узкая, извилистая тропочка». Он пустился в странствие по бескрайним просторам Руси, встречая на своем пути беды и горе, но твердо веря в прекрасное будущее страны:

Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.

Гриша возвещает о приходе нового времени, новой жизни. Он не может смириться с современным положением крестьян, он отдает свою жизнь на служение народу, его счастью, его будущему. Его странствие, его песни являются наилучшим тому доказательством.

В поэме, таким образом, присутствуют различные образы странников; мотив странничества проходит через все произведение, при этом он очень тесно связан с мотивом дороги. Дорога — важнейший символ русской литературы, воплощение движения, стремления вперед. Дорога ведет странников и богомольцев из одного села в другое, ведет мужиков- правдоискателей к истине; Русь же вместе с Гришей Добросклоновым идет к счастливому будущему.

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» образы странников-богомольцев играют важную роль в раскрытии народного характера, крестьянской души. Пока у народа есть желание искать правду, счастье, слушать рассказы захожих странников, петь песни о будущей России, несмотря на ужасную жизнь и непосильный труд, он может считаться по праву «великим и всесильным».

200 аргументов ОГЭ

Комментариев 0