Роль пейзажа в драме "Гроза" Островского

В произведении, написанном для театра, мало места для пейзажных описаний. Они могут появиться только в авторских ремарках или в монологе кого-нибудь из персонажей. И то и другое есть в драме «Гроза», где образы природы, как видно уже из названия, имеют большое символическое значение.

Волга в драме "Гроза"

Вид на Волгу. Декорации первого и пятого действий должны, согласно авторской ремарке, изображать следующее: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов».

Пейзаж Волги — одновременно и граница сценического пространства, и символическая перспектива: как бы окно, ведущее из города Калинова в другой мир. Эта перспектива, с одной стороны, оптимистическая (поскольку живописный пейзаж противопоставлен безрадостной атмосфере города Калинова), с другой стороны — зловещая, поскольку тема Волги с самого начала увязана с темой смерти (реплика Катерины: «...В окно выброшусь, в Волгу кинусь»; пророчества «полусумасшедшей барыни»), и эта связь окончательно реализуется в трагической развязке (Катерина сначала мечтает о том, чтобы ее бросили в Волгу, а потом сама бросается туда).


Пейзаж в монологе Катерины

Катерина рассказывает Варваре о детстве, появляется пейзаж, это ностальгия по детству, светлое воспоминание, которое получает религиозно-мистическую окраску. Пейзаж сливается с картиной церковного богослужения и с пейзажами рая на образах. Все это нетрудно отнести к романтической традиции. Ср. пейзаж в поэме «Мцыри»: «Кругом меня цвел Божий сад; // Растений радужный наряд // Хранил следы небесных слез...»

Монолог Кулигина о грозе

Кулигин, чтобы передать толпе свое ощущение красоты и гармонии, говорит о природе словами Ломоносова, т. е. апеллирует к поэзии классицизма: «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. Северное сияние загорится — любоваться бы надо да дивиться премудрости: «С полночных стран встает заря»\ а вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к мору. Комета ли идет — не отвел бы глаз! красота...» (действие 4, явление 4).Таким образом, Катерина и Кулигин — единственные два персонажа драмы, способные эстетически воспринимать природу, причем особенности восприятия у каждого свои: Кулигин мыслит и говорит о природе языком классицизма, Катерина — языком романтизма.

200 аргументов ОГЭ

Комментариев 0