Тема поэта и поэзии у Пушкина.

Тема поэта и поэзии у Пушкина. «Веленью Божию, о муза, будь послушна...»
(по произведениям А. С. Пушкина)

Тема поэта и поэзии традиционна в русской классической литературе, и ее истоки уходят в мировую литературу. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведет диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым и Державиным. Эта тема проходит через все творчество Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» (1814), а одним из последних — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836). В своей лирике Пушкин размышляет о личности поэта, о его месте в мире, об отношениях поэта и общества, о творческом процессе.

По представлениям того времени, поэт — это необыкновенная личность, непохожая на всех других. Он избранник богов, и свою способность к поэтическому вдохновению он получает в дар от жителей неба. В лицейском стихотворении «Городок», написанном в 1815 году, юный поэт с восторгом говорит о тех счастливцах, которые получают лиру в качестве бесценного дара от Феба, или Аполлона, покровителя поэзии. Способность к творчеству приравнивает поэта к бессмертным богам и превозносит его над обычными людьми.

Уникальна не только личность поэта, уникальна также миссия, которую он исполняет в современном обществе. Его назначение — быть пророком. По библейской традиции, пророк — это человек, знавший волю всевышнего Бога и провозглашавший ее окружающим людям и даже царям, сильным мира сего, если они нарушали нравственные законы. В этом заключалось служение пророка, часто связанное с большой опасностью и требовавшее огромного гражданского мужества. Чтобы быть способным исподнять эту миссию, поэт должен быть посвященным.

В стихотворении «Пророк», написанном по пути из Михайловского в Москву в 1826 году, в символической форме изображено посвящение, через которое проходит человек, томимый духовной жаждой. В результате мучительных и чудотворных действий, совершаемых над ним шестикрылым серафимом, он обретает способности, которых нет у обычных, непосвященных людей. Его зрению и слуху становится доступно все, что происходит в небесах, в морской пучине и на земле. Кроме того, он получает дар выразить в слове все, что доступно его восприятию, и горящее сердце, неравнодушное к окружающему миру. В конце концов сам Бог дает поручение поэту-пророку идти и «глаголом жечь сердца людей».



Пушкина уже рано начинает волновать проблема взаимоотношений поэта с властью. Ему небезразлично, какую позицию должен занять перед лицом земного владыки тот, кто исполняет волю небес. В стихотворении «К Н. Я. Плюсковой» поэт отказывается хвалить «земных богов», кадить им «кадилом лести». Назначение его поэзии — славить свободу, а его «неподкупный голос» становится «эхом русского народа», выражением его самосознания.

Хотя в обычной жизни поэт ничем не отличается от заурядных людей и внешне он такой же, как все, но часто его поведение оказывается загадочным и немотивированным с точки зрения человека толпы. В стихотворении «Поэт» 1827 года поэт так же, как и все окружающие его люди, «малодушно погружен» «в заботы суетного света», и он даже может казаться самым ничтожным из всех ничтожных детей этого мира. Но это только до тех пор, пока Аполлон не призовет своего избранника к служению. Послушный гласу Бога, поэт откликается на призыв свыше, понятный только ему одному. Его больше не удовлетворяет обычная жизнь, он бежит от привычных забав, оставляя все то, чему поклоняется толпа: «К ногам народного кумира / Не клонит гордой головы». «Дикий и суровый», он погружается в свои творческие думы, стремится к одиночеству, к свободе от повседневности с ее суетой.

Следуя воле небес, поэт оказывается противостоящим не только земным владыкам, но и толпе, «тупой черни», которая не способна постичь глубинный смысл его творений, вдохновленных свыше. В конце двадцатых годов между Пушкиным, желавшим стремительно идти вперед в своих творческих поисках, и читательской публикой появилось взаимонепонимание. В стихотворении «Поэт и толпа», противопоставляя поэта «тупой черни», автор еще раз подчеркивает, что он сын небес и ему ведомо то, что заурядный человек не способен понять в силу своей ограниченности. Отстаивая свободу творчества и право художника самому определять свой путь, Пушкин смело дает отпор тем, кто грубо пытается вмешаться в его творческий процесс.

Отвергая любые формы зависимости творческой личности от мнений толпы, в стихотворении «Поэту» Пушкин провозглашает, что поэт — это также царь, который не обязан считаться с точкой зрения непосвященных в таинства поэтического искусства. Он свободен следовать за устремлениями своего пытливого ума, жаждущего проникнуть в тайны бытия. Любовь и признание народа, известность и слава не могут быть его целью. Он не должен стремиться к ним в качестве своей награды. Чувство внутреннего удовлетворения самого художника — вот к чему должен стремиться поэт, не останавливаясь даже перед бранью толпы.

Вдохновение, во власти которого находится поэт, ценится очень дорого, и оно не продается. Неподкупность и бескорыстие должны быть присущи тому, кто хочет говорить истину. Пушкин достаточно рано столкнулся с такой щекотливой проблемой, как необходимость совместить творческую независимость с правом получать деньги за свой труд. В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом», написанном еще в Михайловском в 1824 году, он соглашается с тем, что «не продается вдохновенье», но добавляет, что «можно рукопись продать», то есть издать ее на выгодных для автора условиях. Совесть поэта остается неподкупной. Однако, живя в век господства денежных отношений, он должен получать достойную плату за свой труд, иначе он не сможет сохранить свою свободу.

Рождение стихов — это таинственный процесс, происходящий в глубине творческой личности, в его «святая святых». В отрывке «Осень», позднем стихотворении, написанном в 1833 году, Пушкин изобразил то лирическое волнение, которое испытывает душа поэта в момент творческого акта, как она «трепещет и звучит» и стремится излиться «свободным проявленьем», как в голове поэта рождаются мысли, которые затем облекаются в рифмы. Иными словами, он описал тот загадочный процесс творчества, в результате которого появляются стихи.

Упоение гармонией, полетом творческой фантазии — это те радости, которые Пушкин ценил в жизни превыше всего. В позднем стихотворении «Элегия» именно с творчеством поэт связывает грядущие наслаждения, которые помогут ему преодолеть усталость жизни, настроения тоски и отчаяния.

Оглядываясь на свой творческий путь в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», написанном незадолго до смерти, Пушкин гордится тем, что он соответствовал высокому идеалу поэта, провозглашенному им в поэтических манифестах. Он мужественно совершил свой «подвиг благородный», следуя голосу совести и призванию поэта. Последняя строфа этого стихотворения звучит как завещание русской поэзии:

Веленью Божию, о муза, будь послушна.
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
 

Комментариев 0