Сочинение "Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина"
Поэт в России — больше, чем поэт,
В ней суждено поэтами рождаться
Лишь тем, в ком бродит
Гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.
Е. А. Евтушенко.
Каждому поэту свойственны размышления о назначении своего творчества. Художник слова, по-видимому, так или иначе осознает себя причастным к происходящему. А. С. Пушкину присуща необъятная сила творческого воображения и дарования, позволившая ему ощутить свое бытие во времени историческом и пространство Вселенной. Но ощущение себя личностью такого масштаба напрямую связано с нравственными принципами этой личности.В ней суждено поэтами рождаться
Лишь тем, в ком бродит
Гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.
Е. А. Евтушенко.
Пушкин утвердил в русской литературе великую миссию поэта-пророка, провозвестника правды и справедливости. Его поэзия, словно сказочный талисман, спасала от бед, но для поэта талисманом являлась сама поэзия, в ней он обретал душевные силы, видел в ней жизненную силу:
Поэзия, как ангел-утешитель,
Спасла меня, и я воскрес душой.
Спасла меня, и я воскрес душой.
В стихотворении «Андрей Шенье» сомнения поэта в правильности избранного пути опровергаются страстной убежденностью:
Гордись и радуйся, поэт:
Ты не поник главой послушной Перед позором наших лет..
Ты не поник главой послушной Перед позором наших лет..
Здесь звучит любимая пушкинская идея — смысл жизни в поэзии, восславившей свободу. Именно так определил поэт цель своего творчества.
В начале поэтического пути в стихотворении «К другу стихотворцу» (1814) Пушкин размышляет о тяжком труде поэта. Кредо художника сформулируется поэтом в дружеском послании «К Чаадаеву» (1818):
Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
Ужели к тем годам мы снова обратимся,
Когда никто не смел
Отечество назвать
И в рабстве ползали и люди и печать?
Когда никто не смел
Отечество назвать
И в рабстве ползали и люди и печать?
Через два года в «Разговоре книгопродавца с поэтом» (1824) на вопрос, что изберет поэт, «оставя шумный свет, и муз, и ветреную моду», Пушкин ответит утвердительно — поэт выбирает свободу.
Ощущая свой долг перед декабристами, не забывая наказ Рылеева быть «гражданином и поэтом», А. С. Пушкин стремился сохранить традиции декабристов. Нетрудно заметить, что поэт использует устойчивые слова-сигналы, которые соединялись в сознании читателей с определенным кругом явлений и идей. Устойчивыми в этой системе были метафоры, связанные с такими понятиями, как «мятеж», «восстание». Сюда можно отнести сигналы-символы, основанные на образах бури, града, молнии, грома, моря, отважных пловцов. Образ тучи воспринимался как сигнал катастрофы, гонений, бед.
В произведениях тех лет воплощается идеал свободного, независимого поэта-гражданина, мужественного и смелого обличителя зла, пророчески возвещающего истину.
Новой в пушкинской лирике стала символика, основанная на переосмыслении библейских образов и мотивов. Раньше, в поэзии двадцатых годов, библейская символика использовалась с оттенком иронии, носила характер пародийный, фривольный. После разгрома восстания декабристов Пушкин использует библейские образы, истолковывая их по-новому, в духе высокой гражданской поэзии.
Перечитаем стихотворения «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836). Каждое из них имеет свои особенности, но весь цикл пронизывает общий мотив высокого назначения поэта, враждебного низким интересам, погоне за «минутной славой». Перед нами человек гонимый, одинокий среди враждебной среды, окруженный ненавистью, подвергающийся преследованию, травле, но остающийся твердым и непоколебимым.
Конечно, главным, ключевым произведением является стихотворение «Пророк». Звучит оно как декларация верности гражданскому призванию поэта. Пушкинский пророк говорит библейским языком, создавая атмосферу высокой торжественности. Преображение пророка совершается последовательно. Пушкинский пророк, как и в Библии, — провидец и прорицатель. Как и в Библии, он обличитель общественного зла, носитель и защитник правды, он сочетает пафос гражданской непримиримости с сознанием высокого поэтического долга. Полон муки и боли процесс превращения томящегося духовной жаждой человека в пророка. Пушкин передал нарастающий драматизм этого процесса. Прикосновение шестикрылого серафима дало человеку вещее, орлиное зрение и слух, способный воспринимать все шумы и звоны земли и неба. В «отверстую» грудь его был вложен «пылающий» уголь. «Как труп» лежал в пустыне новообращенный пророк, к которому «воззвал» голос Бога:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли.
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей
Так совершилось превращение человека в пророка-поэта, способного воплощать в своем творчестве высокие цели, быть глашатаем правды, поборником справедливости. Но какого духовного и физического напряжения потребовало оно!
Путь поэта-пророка ответствен, опасен, суров и труден, но ему предназначена великая миссия, он полон веры. Лаконично и образно описан сам процесс рождения нового слова, показан этот миг преобразования, когда поэт получает новое оружие — слово.
В стихотворении «Поэт» продолжается развитие того же мотива «божественного глагола». Художник может быть «всех ничтожней» в обыденной жизни, он очищается от забот «суетного» света в священном служении своему высокому делу.
Произведение «Поэт и толпа» рисует трагедию, повторяющуюся в разные эпохи. Толпа чувствует, что поэзия тревожит ее, но «какая польза нам от ней?». Толпа считает, что ее право учить поэта:
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
Но поэт не желает договариваться с чернью. Примечательно, что Пушкин не весь народ называет чернью, разделяя понятия «народ» и «толпа».
Сонет «Поэту» — о подвиге, мужестве перед лицом толпы, которая «бранит» поэта, «плюет на алтарь», где горит священный огонь поэзии.
Самое тяжелое для художника — понимание его творчества. В стихотворении «Эхо» (1831) эта тема находит свое отражение:
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва...
Таков И ты, поэт!
Тебе ж нет отзыва...
Таков И ты, поэт!
Однако поэт верит в силу своих стихов, в силу поэзии, в свое бессмертие. Примером этому служит стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Написанное за год до смерти, оно как бы подытоживает все то, что дал людям поэтический талант А. С. Пушкина.
Содержание стихотворения соответствует его художественной форме. Оно близко «Памятнику» Г. Р. Державина, глубинными истоками связано с одой Горация к Мельпомене. В первой строфе Пушкин подчеркивает народность своего творчества, предсказывает ему широчайшую известность среди всех народов России.
В четвертой строфе содержится основная мысль всего стихотворения — оценка поэтом своего творчества. Он заслужил право на бессмертие тем, «что чувства добрые... лирой пробуждал», что «в жестокий век восславил... свободу и милость к падшим призывал».
Поэт торжествует свою победу над временем, над властью, ведь он, «не требуя венца», равнодушно принимает «хвалу и клевету». Именно тогда творчество поэта становится вдохновенным подвигом.
Комментариев 0