Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Эта тема традиционно сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о себе самом встречается еще в античной поэзии (так, ода Горация "К Мельпомене" послужила основой для стихотворения Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о "памятнике"). Основные ее аспекты - процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем (мотив "толпы"), взаимоотношения поэта с властью (ситуация "поэт и царь"), взаимоотношения поэта с самим собой (вина, совесть, оправдание). Все эти направления темы широко представлены у Пушкина. Тема проходит определенную эволюцию, поэтому при ее анализе следует учитывать периодизацию творчества Пушкина. 

Тема поэта и поэзии в разные периоды творчества А.С. Пушкина.


Лицейский период. 


В стихотворении "Певец" мы видим сентименталистский образ унылого "певца". несчастного влюбленного. Сатирическое, в духе поэзии XVIII в., рассуждение о том, как непросто быть поэтом, стало темой стихотворения "К другу стихотворцу". Существенна также полемика с литературными противниками ("Моему Аристарху"), утверждение "анакреонтических ценностей" в поэзии ("Гроб Анакреона", "Моему Аристарху"). В стихотворении "Моему Аристарху" о стихах говорится лишь как о легкомысленном занятии, которое не сулит поэту бессмертия

("Плоды веселого досуга // Не для бессмертья рождены, // Но разве так сбережены // Для самого себя, для друга // Или для Хлои молодой...").

В стихотворении "Лициник" звучит тема гражданской миссии поэта, говорится о его задачах перед потомством ("В сатире праведной порок изображу // И нравы сих веков потомству обнажу"). 

Петербургский период. 


Особое значение приобретает мотив гражданского служения (стихотворение "Деревня"), мотив внутренней ("тайной") свободы и независимости поэта ("Н. Я. Плюсковой"), идея избранного круга поэтов как посвященных, "священной истины друзей", противопоставляемых толпе ("Жуковскому"). Эти мотивы сохраняют значимость для Пушкина на протяжении всего творчества. 

Южный период. 


Обратите внимание на стихотворение "В. Ф. Раевскому" ("Не тем горжусь я, мой певец..."). 
(Сравните композицию этого стихотворения и стихотворения "Я памятник себе воздвиг нерукотворный". Подумайте: какой смысл получает в обоих случаях заключительное четверостишие.) 

Два образа поэта в поздней лирике А. С. Пушкина. 


Поэт как пророк. Мифологический прообраз — библейский пророк ("Пророк", 1826). Образ библейского пророка в поэзии декабристов прежде всего воплощал гражданское достоинство и цареборческий дух. У Пушкина этот образ символизирует поэта. В стихотворении "Пророк" нет декабристских мотивов, преобладающая идея образа поэта-пророка - этическая, идея долга его перед людьми (требование свыше: "Глаголом жги сердца людей"). 


Поэт как жрец. 


Мифологический прообраз — античный жрец, ("Поэт и толпа", 1828, сюжет и эпиграф из "Энеиды" Вергилия). Поэт заявляет о своей непричастности к толпе, отказывается как-либо служить ей", он служит только искусству, богу Аполлону. Поэзий - таинство, священнодействие, "народ непосвященный" не понимает и не достоин понять ее смысла.
("Не для житейского волненья, // Не для корысти, не для битв, // Мы рождены для вдохновенья, // Для звуков сладких и молитв».

Сходные мотивы в стихотворении "Поэту" ("Поэт! не дорожи любовию народной..."), 1830, отчасти в заключительном четверостишии стихотворения "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Преобладающая идея образа поэта-жреца — эстетическая. 

Эти два идеала противоречат друг другу, но у Пушкина они скорее гармонически друг друга дополняют. Следующее поколение поэтов утратило эту гармонию и разделилось на приверженцев идеи "чистого искусства" ("пушкинское направление", представленное прежде всего А. А. Фетом, Ф. И. Тютчевым) и на сторонников идеи социальной поэзии (прежде всего Н. А. Некрасов). 

Судьба поэта. 


Мысль о том, что у поэта особая судьба - символическое содержание стихотворения "Арион", 1827 (более простой, аллегорический смысл — судьба декабристов и Пушкина). В стихотворении "Андрей Шенье", 1825, появляется образ поэта, посвятившего себя гражданскому делу; поэт — общественный обличитель, "вития". В стихотворении "Поэт" ("Пока не требует поэта..."), 1827, — нравственная проблема: в жизни поэт такой же, как все, но творчество возвышает его над другими (эту мысль см. также в стихотворениях "Смерть поэта", "Пророк" М. Ю. Лермонтова, "Поэты" и "Художник" А. А. Блока). В стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." — посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью
"Нет, весь я не умру; душа в заветной лире // Мой прах переживет и тленья убежит...".

Поэт и царь. 


В стихотворениях, в которых есть образ поэта, появляется мотив духовного соперничества поэта и царя. Поэт оказывается вправе давать наставления царю ("В надежде славы и добра..."). Этот мотив берет начало еще в поэтике классицизма, где поэт-просветитель мог "истину царям с улыбкой говорить" (Г.Р. Державин). 

"В стихотворении "Друзьям" утверждается право поэта на полную свободу творчества. Более радикально настроенные друзья Пушкина упрекали поэта за его определенные симпатии к Николаю I. В ответ на эти упреки Пушкин пишет стихотворение "Друзьям" ("Нет, я не льстец, когда царю..."), 1828, в котором звучит та же мысль, что и в более раннем послании Плюсковой: "свободная хвала" царю не имеет ничего общего с лестью. 

Тема эта переходит также в поздний цикл стихотворений 1836 г (так называемый каменноостровский цикл): "Мирская власть", "Как с древа сорвался предатель-ученик...", "Отцы-пустынники и жены непорочны...", "Когда за городом, задумчив, я брожу...", "Из Пиндемонти", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". 

Все стихотворения цикла — переводные или стилизованные под перевод. Основное содержание цикла — лирическая медитация на тему бессмертия поэта в мире смерти и тления. Духовное царство поэта уподобляется Царствию Божиему и противопоставляется царству Кесаря, "мирской власти". Важный символ в стихотворениях цикла — древо жизни. 

Тема поэта получает религиозно-философскую перспективу. Духовная миссия поэта соотносится с миссией Христа, соединяющего в себе роль пророка, священнослужителя и царя. В этом мощном символе снимаются противоречия между типичными для поэзии Пушкина фигурами-эмблемами "пророка" и "жреца", "поэта" и "царя". В стихотворениях цикла сохраняется мотив духовного соперничества поэта и царя.

Комментариев 0