Чацкий как победитель и как побежденный.

Статья - сочинение на тему: "Чацкий - победитель или побежденный"?

Оценивая результат противостояния Чацкого и фамусовского общества, Гончаров в своем критическом этюде «Мильон терзаний» сказал, что герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «сломлен количеством старой силы». Однако он «нанес ей смертельный удар качеством силы свежей».

В основе сюжета комедии согласно классицистической традиции лежит любовная интрига. По жанру же эта комедия общественная, и основной конфликт здесь – столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Этот конфликт не укладывается в рамки сюжета, он шире любовной интриги.

В любви Чацкий терпит поражение. Софья предпочитает ему Молчалина, который, по мнению Чацкого, нравственно намного ниже его. Выбор Софьей такого человека в качестве возлюбленного оскорбляет Чацкого: «А вы! О боже мой! Кого себе избрали?» Он упрекает Софью в том, что она прямо не сказала ему о своем увлечении. Ее измена воспринимается Чацким особенно трагично, так как он по-настоящему любит Софью. Ради нее он приехал в Москву. Наконец, он вырос в доме Фамусова, заменившего ему отца. Чацкий глубоко переживает свою неудачу: «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!..»

С точки зрения конфликта невозможно однозначно ответить на вопрос, победитель Чацкий или побежденный. В столкновении Чацкого и фамусовской Москвы Грибоедов как писатель-реалист изобразил конфликт, возникший в русском дворянском обществе после Отечественной войны 1812 года. В то время дворянство раскололось на два лагеря. Один из них – лагерь передовой дворянской интеллигенции, в комедии представленный Чацким, а другой – консервативное большинство, не заинтересованное ни в каких изменениях в обществе. Чацкий побеждает самим своим появлением, так как некогда единое, монолитное фамусовское общество «века минувшего» обнаружило внутри себя непримиримого противника. Значит, в этом обществе не все благополучно.

Чацкий выступает как обличитель «века минувшего». Он не согласен с отношением фамусовского общества к образованию, к воспитанию. Он говорит, что сейчас, как и ранее, «хлопочут набирать учителей полки», «числом поболее, ценою подешевле», что кто-то из ученого комитета «с криком требовал присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился».

К службе, к чинам Чацкий тоже относится по-другому. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», – заявляет он Фамусову. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», – говорит он Молчалину в ответ на его вопрос о неудаче по службе.

Из-за этих противоречий «века нынешнего» и «века минувшего», а также из-за его нападок на Молчалина Софья объявляет Чацкого сумасшедшим. В итоге это становится общепризнанным: одна из княжон говорит, что даже нельзя подвергать сомнению этот факт.

На сцене Чацкий одинок в своих убеждениях, но два внесценических персонажа – князь Федор и двоюродный брат Скалозуба – тоже представляют «век нынешний».

Взгляды Чацкого часто сравнивают со взглядами декабристов. Грибоедов в черновиках называл своего героя Чадским, что ассоциируется с именем известного общественного деятеля того времени П. Я. Чаадаева.

Однако Грибоедов скептически относился к замыслам революционно настроенной молодежи. Он не сомневался в необходимости преобразований в России, но не верил в успех дела, задуманного его друзьями. Известно его высказывание: «Сто прапорщиков хотят изменить весь государственный быт России».

Победу и поражение Чацкого можно сравнить с победой и поражением декабристов. Восстание было разгромлено. Его участники арестованы, осуждены и сосланы на каторгу, а некоторые казнены. Однако, как сказал Пушкин, «не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье».

Комментариев 0