Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Сочинение-анализ на тему: "Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»"
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1820–1824 годах, именно в то время, когда на сцене господствовал классицизм, но в литературе уже появился реализм и активно развивался романтизм. Поэтому в комедии присутствуют как черты классицизма, так и черты романтизма, а, кроме того, «Горе от ума» по праву считают первым реалистическим произведением.
В своей комедии Грибоедов руководствуется эстетическими принципами классицизма, творчески изменяя их. Так, в основном соблюдается принцип трех единств. Действие происходит только в доме Фамусова и укладывается в сутки: события начинают развиваться рано утром и заканчиваются поздно вечером, когда гости разъезжаются после бала. Однако единство действия нарушается: помимо сюжетной линии Софья – Молчалин – Чацкий, в комедии присутствует общественный конфликт, который не укладывается в рамки любовного сюжета. Количество действующих лиц также не соответствует классицистическому канону: в «Горе от ума» их более двадцати. Кроме того, для типизации введены внесценические персонажи, что недопустимо в классицистическом произведении, так как нарушается единство действия.
Грибоедов сохраняет традиционную «систему амплуа». Сюжет основан на развитии «любовного треугольника». В комедии есть героиня, два любовника (герой-любовник и второй любовник), а также горничная, устраивающая их свидания.и отец, не догадывающийся об увлечении собственной дочери. Однако есть и отступления от традиции. Чацкий не совсем герой-любовник, так как терпит крах в любви, а также выполняет функцию резонера. Следует отметить, что и Молчалин не подходит под амплуа второго любовника, ведь он удачлив в любви, но и амплуа первого он тоже не соответствует, так как не является идеальным героем и изображен с негативной авторской оценкой. Выходят за рамки традиционных характеров и второстепенные персонажи в этой любовной интриге. Лиза не только субретка, но и своеобразный второй резонер. Она дает меткие характеристики действующим лицам: в экспозиции комедии говорит про Фамусова, что, как все московские отцы, хотел бы «зятя он с звездами да с чинами», и с деньгами, «чтоб мог давать он балы». Также Лиза метко подмечает, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер». Таким образом, характеры не укладываются в рамки традиционных амплуа, они шире.
В «Горе от ума» также сохраняется принцип «говорящих фамилий», среди которых можно выделить несколько типов. К первому относятся собственно говорящие фамилии, которые указывают на одну важную черту героя. Например, фамилия Фамусов, возможно, происходит от латинского слова «fama» – молва. Следовательно, обладатель этого имени – человек, преклоняющийся перед общественным мнением, бо-ящийся сплетен. Но это не единственное качество, на которое указывает эта фамилия. Ю. Тынянов предположил, что «Фамусов» имеет отношение к английскому «famous» – известный. И действительно, Павел Афанасьевич достаточно известный в Москве человек: все наперебой зовут его в гости, на погребенье, на крестины. Фамилия Тугоуховский указывает на физический порок персонажа: князь, действительно, был тугим на ухо.
Фамилия Репетилов происходит от французского слова «repeter» – повторять. И на самом деле этот герой не имеет собственных мыслей, а повторяет то, что говорят другие, часто искажая первоначальный смысл услышанного. Молчалин же не просто молчаливый, но как человек, зависящий от других, не считает возможным свободно выражать свое мнение.
Второй тип – фамилии оценивающие. К ним можно отнести фамилии Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, в которых явно выражено негативное отношение автора к их носителям.
Имя Чацкого ассоциируется с именем Чаадаева, философа и общественного деятеля. Другой возможный смысл его фамилии – то, что он в чаду.
Однако ни одна фамилия не раскрывает полностью характера героя, так как характер часто неоднозначен и не исчерпывается одной чертой.
Композиция комедии в основном соответствует классицистическим канонам. В комедии четыре действия: в первом – экспозиция и завязка, во втором – развитие сюжетной линии, в третьем – кульминация, а в четвертом – развязка. Действие комедии начинают второстепенные персонажи: Лиза и Фамусов, которые вводят зрителя в курс дела.
Также в комедии присутствуют и черты реализма. По словам Гончарова, Грибоедов умело с помощью группы из двадцати лиц отобразил, как «луч света в капле воды, всю прежнюю Москву, ее дух, исторический момент и нравы», что указывает на типичность характеров и обстоятельств, показанных в произведении. Кроме того, писатель точен в подборе деталей.
Можно еще отметить, что герои этого произведения не только типы, но и индивидуальности. Фамусов, например, не только служащий в казенном месте, но и человек, обладающий своими взглядами и убеждениями, а кроме того – любящий отец и легкомысленный барин, заигрывающий с горничной своей дочери. А Софья способна как на глубокие чувства, так и на подлость. Она беззаветно любит Молчалина и в то же время пускает сплетню о сумасшествии Чацкого.
Таким образом, в произведении, помимо героев, изображенных с преимущественно отрицательной или положительной оценкой, есть герои, пафос изображения которых неоднозначен. В отличие от классицистических пьес в комедии Грибоедова порок не наказан, а добродетель не торжествует. Молчалин скрывается в своей комнате до того, как Фамусов появляется на сцене, Чацкий же вынужден бежать из Москвы, «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».
Можно отметить, что характер конфликта в произведении отчасти романтический, так как одинокая сильная личность противостоит целому обществу. Гончаров писал, что в «Горе от ума» присутствуют два лагеря: с одной стороны, лагерь Фамусовых и всей партии «отцов и старших», с другой – один пылкий и отважный боец, «враг исканий». Чацкий единственный из сценических персонажей противостоит всему обществу. Также Гончаров называет роль Чацкого «страдательной», так как герой «сломлен количеством старой силы» и вынужден бежать из Москвы. В пьесе присутствуют мотив одиночества и мотив путешествия, характерные для романтизма. Чацкий пускается в дорогу, спасаясь от прошлого, в надежде избавиться от «мильона терзаний».
Таким образом, можно сказать, что в пьесе присутствуют элементы трех направлений – классицизма, романтизма и реализма. Сложность творческого метода, которым была написана комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», объясняется эпохой, когда в литературе одновременно существовало несколько направлений.
Комментариев 0