Сочинение на тему "Свобода в лирике Пушкина"
«Восславил я Свободу...»
(Тема свободы в лирике А. С. Пушкина)
Лирика Пушкина сочетает в себе высокую гуманность, глубину мысли, гармонию формы. В лирических произведениях поэта проявляется его личность, богатство внутреннего мира. Откликаясь на многообразие окружающего мира, желая понять внутреннюю красоту человека, пушкинская лирика вобрала в себя множество тем и мотивов.
Ключевым понятием поэтических произведений Пушкина является слово «свобода». Эволюция употребления этого слова и самой темы в лирике показывает, как формируется поэтический мир Пушкина.
В ранних поэтических произведениях «свобода» отражает вольнолюбивые стремления, политическую независимость. О том, что значит это слово для молодого поэта, говорит сожаление Пушкина по поводу цензурного запрета на строки «Вольнолюбивые надежды оживим...» из послания к Чаадаеву (1821). Поэт убежден, что слово «вольнолюбивые» «хорошо выражает» нынешнее стремление к свободе в обществе. Именно в таком смысле прочитывается это понятие в произведениях «Лицинию», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал».
Неотделима политическая независимость и от личной свободы. Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Птичка», «Свободы сеятель пустынный...», «К морю», «Я вас любил: любовь еще, быть может...».
Кризис политических надежд, произошедший с Пушкиным в 1823 году, придает понятию свободы полемический характер. Нередко возвышенное чувство свободы контрастирует с мыслями о нежелании и невозможности людей обрести внутреннюю свободу:
Однако пушкинская лирика всегда проникнута верой в лучшее, именно поэтому в стихотворении «Птичка» звучат ноты надежды:
Я стал доступен утешенью,
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я смог свободу даровать!
Трагические ноты возникают у поэта параллельно свободолюбивым настроениям. В стихотворении «К морю» идеалом свободы выступает морская стихия. Море символизирует мятежную свободу, выступая в тесной связи с образами Наполеона, Байрона и самого лирического героя. По-разному они соотносятся в сознании поэта и с понятием свободы. Если французский император — «мятежной вольности наследник и убийца», то английский поэт — певец свободы, погибший, ею «оплаканный». Для лирического героя, как и для Пушкина, личная свобода — это единственная возможная форма существования, и поэтому так уверенно звучит его признание в минуты прощания:
Понятие личной свободы у Пушкина неотделимо от уважения независимости другого человека, прежде всего любимого.
Независимость «от царя», «от народа», личная свобода для художника соединяются в понимании свободного творчества. В «Разговоре книгопродавца с поэтом» на вопрос, обращенный к поэту, что изберет он, «оставя неизменный свет, / И муз, и ветреную моду», он гордо отвечает: «Свободу». О свободе творческой личности говорит Пушкин в лирических произведениях «К Н. Я. Плюсковой», «Из Пиндемонти», «Поэту», призывая идти «дорогою свободной, куда влечет свободный ум»:
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода...Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать...
( «Из Пиндемонти» )
Понимание «иной», «тайной», «лучшей» свободы приводит поэта к философскому осмыслению этого состояния человека. И прежде всего Пушкин размышляет в стихотворении «Анчар» о рабстве как антитезе свободе. Создавая картину-символ, несущую в себе притчевое начало, художник размышляет о роли зла в человеческой жизни и приходит к неприятию ни раба, ни господина.
Непреходящая ценность свободы для человека обретает особый смысл в итоговых произведениях поэта («Пора, мой друг, пора...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»).
«На свете счастья нет, а есть покой и воля...» В этих словах — простота и глубина мудрости Пушкина. Видимо, предчувствуя скорую кончину своего земного существования, поэт желал найти покой в дальней обители «трудов и чистых нег». Словно развивая эту поэтическую мысль, Пушкин в стихотворении-завещании пишет:
Так обозначил поэт свое высокое предназначение. Свобода для Пушкина была высоким идеалом человеческого бытия. Она определяет целостность жизни, является залогом максимального раскрытия творческих возможностей человека и осуществления высших духовных стремлений личности.
(Тема свободы в лирике А. С. Пушкина)
Лирика Пушкина сочетает в себе высокую гуманность, глубину мысли, гармонию формы. В лирических произведениях поэта проявляется его личность, богатство внутреннего мира. Откликаясь на многообразие окружающего мира, желая понять внутреннюю красоту человека, пушкинская лирика вобрала в себя множество тем и мотивов.
Ключевым понятием поэтических произведений Пушкина является слово «свобода». Эволюция употребления этого слова и самой темы в лирике показывает, как формируется поэтический мир Пушкина.
В ранних поэтических произведениях «свобода» отражает вольнолюбивые стремления, политическую независимость. О том, что значит это слово для молодого поэта, говорит сожаление Пушкина по поводу цензурного запрета на строки «Вольнолюбивые надежды оживим...» из послания к Чаадаеву (1821). Поэт убежден, что слово «вольнолюбивые» «хорошо выражает» нынешнее стремление к свободе в обществе. Именно в таком смысле прочитывается это понятие в произведениях «Лицинию», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал».
Увижу ль, о друзья!
народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
«Деревня»
народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
«Деревня»
Неотделима политическая независимость и от личной свободы. Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Птичка», «Свободы сеятель пустынный...», «К морю», «Я вас любил: любовь еще, быть может...».
Кризис политических надежд, произошедший с Пушкиным в 1823 году, придает понятию свободы полемический характер. Нередко возвышенное чувство свободы контрастирует с мыслями о нежелании и невозможности людей обрести внутреннюю свободу:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
«Свободы сеятель пустынный...»
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
«Свободы сеятель пустынный...»
Однако пушкинская лирика всегда проникнута верой в лучшее, именно поэтому в стихотворении «Птичка» звучат ноты надежды:
Я стал доступен утешенью,
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я смог свободу даровать!
Трагические ноты возникают у поэта параллельно свободолюбивым настроениям. В стихотворении «К морю» идеалом свободы выступает морская стихия. Море символизирует мятежную свободу, выступая в тесной связи с образами Наполеона, Байрона и самого лирического героя. По-разному они соотносятся в сознании поэта и с понятием свободы. Если французский император — «мятежной вольности наследник и убийца», то английский поэт — певец свободы, погибший, ею «оплаканный». Для лирического героя, как и для Пушкина, личная свобода — это единственная возможная форма существования, и поэтому так уверенно звучит его признание в минуты прощания:
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
Понятие личной свободы у Пушкина неотделимо от уважения независимости другого человека, прежде всего любимого.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем...
«Я вас любил: любовь еще, быть может...»
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем...
«Я вас любил: любовь еще, быть может...»
Независимость «от царя», «от народа», личная свобода для художника соединяются в понимании свободного творчества. В «Разговоре книгопродавца с поэтом» на вопрос, обращенный к поэту, что изберет он, «оставя неизменный свет, / И муз, и ветреную моду», он гордо отвечает: «Свободу». О свободе творческой личности говорит Пушкин в лирических произведениях «К Н. Я. Плюсковой», «Из Пиндемонти», «Поэту», призывая идти «дорогою свободной, куда влечет свободный ум»:
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода...Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать...
( «Из Пиндемонти» )
Понимание «иной», «тайной», «лучшей» свободы приводит поэта к философскому осмыслению этого состояния человека. И прежде всего Пушкин размышляет в стихотворении «Анчар» о рабстве как антитезе свободе. Создавая картину-символ, несущую в себе притчевое начало, художник размышляет о роли зла в человеческой жизни и приходит к неприятию ни раба, ни господина.
Непреходящая ценность свободы для человека обретает особый смысл в итоговых произведениях поэта («Пора, мой друг, пора...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»).
«На свете счастья нет, а есть покой и воля...» В этих словах — простота и глубина мудрости Пушкина. Видимо, предчувствуя скорую кончину своего земного существования, поэт желал найти покой в дальней обители «трудов и чистых нег». Словно развивая эту поэтическую мысль, Пушкин в стихотворении-завещании пишет:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу...
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу...
Так обозначил поэт свое высокое предназначение. Свобода для Пушкина была высоким идеалом человеческого бытия. Она определяет целостность жизни, является залогом максимального раскрытия творческих возможностей человека и осуществления высших духовных стремлений личности.
Комментариев 0