Образ Пугачева в "Капитанской дочке"
Повесть «Капитанская дочка», написанная в 1836 году после окончания работы над «Историей Пугачева», освещает тему народного бунта, которая до Пушкина почти не появлялась в русской литературе. В исторических трудах того времени Пугачев обычно изображался злодеем. Пушкин же в своей повести стремился к объективности и хотел изобразить Пугачева в соответствии с «истиной исторической». Для этого писатель долго работал над документальными источниками.
В повести образ Пугачева не является центральным, но он очень важен для изображения эпохи. С одной стороны, он дан как историческая личность – талантливый руководитель военных действий повстанцев против правительственных войск в 1773–1774 годах. С другой стороны, автор обращает внимание на человеческие качества Пугачева, которые раскрываются в его взаимоотношениях с Гриневым. Эта линия является вымышленной, субъективной.
Первая встреча Гринева с Пугачевым дана при романтических обстоятельствах во время бурана в степи. Среди мутного кружева метели, когда невозможно было что-либо различить, Гринев вдруг увидел что-то черное. Он приказал ехать на незнакомый предмет, и они вскоре поравнялись с человеком. Этот человек вывел заблудившихся путников на постоялый двор и таким образом спас им жизнь.
В то время как они подъезжали к постоялому двору, Гриневу приснился сон, в котором он позже увидел нечто пророческое. Этот сон предвещает дальнейшее развитие отношений Гринева и Пугачева и является средством раскрытия характера предводителя восстания. Петру Андреевичу снилось, что он вернулся домой. Его отец оказался болен и при смерти, поэтому матушка хотела, чтобы сын получил благословение у умиравшего. Однако вместо своего отца Гринев увидел в постели весело улыбавшегося мужика с черной бородой, который хотел благословить его. Гринев сопротивлялся и не хотел подойти к нему. Тогда мужик вскочил и начал махать топором, вся комната наполнилась мертвыми телами. Здесь присутствуют внешние черты сходства Пугачева с приснившимся мужиком и проявляются такие качества его характера, как кровожадность и лукавство.
Образ Пугачева как народного вождя показан Пушкиным в свете концепции русского национального характера. Ему присущи не только сметливость и тонкость чутья, так поразившие Гринева во время бурана, но и удальство и широта натуры. Подобно Гришке Отрепьеву, Пугачев присвоил себе имя умершего Петра III, надеясь на удачу. Ему свойственно великодушие, выраженное в словах: «казнить так казнить, жаловать так жаловать». Пугачев также способен испытывать чувство благодарности и совершать благородные поступки. Он не раз милует Гринева за оказанную услугу, долго помнит его стакан вина и заячий тулупчик и не соглашается с советом Белобородова, предлагавшего попытать господина офицера, чтобы узнать, не подослан ли он оренбургскими начальниками. Смелость и отвага отличают Пугачева как руководителя восстания. Во время взятия Белогорской крепости, когда картечь «хватила в самую середину толпы» и наступавшие отхлынули, только их предводитель один остался впереди.
Ему свойственна не только сила и богатырство, но также детскость, наивность, слабость к лести. Во время разговора с Гриневым о сражении под Юзеевой Пугачеву льстит признание молодого офицера, что с армией восставших трудновато сладить. Он хвастается своей победой и надеется потягаться с самим прусским королем.
Для характеристики своего персонажа Пушкин также использует портрет. Наружность Пугачева показалась Гриневу замечательной: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Большое внимание Пушкин уделяет глазам Пугачева. Когда Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома, на нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами, высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза.
В портрете не проявляется эволюция характера, зато одежда указывает на превращение из бродяги в «царя». Романтический портрет крестьянского царя в повести Пушкина противопоставлен изображению Екатерины II, которое напоминает сентиментальный портрет императрицы кисти Боровиковского.
В образе Пугачева проявляются некоторые романтические черты. Пугачев одинок даже среди своих единомышленников. Он понимает, что они готовы предать его, если появится возможность спастись самим. Он признается Петруше, что его улица тесна, воли мало, а его ребята умничают, что они воры и ему нужно держать с ними ухо востро. Пугачев также наделен чертами романтического злодея. На утро после взятия Белогорской крепости Гринев, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем, чувствовал, что его что-то влекло к Пугачеву. Он даже пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми тот предводительствовал.
Закономерным является и обращение Пушкина к фольклору. В образе Пугачева подчеркнута чисто народная стихия. Те главы, где появляется Пугачев, обыкновенно имеют эпиграф из народных песен, где воспевается «добрый молодец». После взятия Белогорской крепости на «странном», с точки зрения Гринева, военном совете Пугачев со своими соратниками поет «бурлацкую» песню, предсказывавшую им «два столбика с перекладиной» посреди широкого поля. С помощью этой песни автор показывает предрешенность судьбы Пугачева. Гринев вспоминает, что невозможно рассказать, какое действие произвела на него эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, «обреченными виселице». Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, – все потрясало его каким-то ужасом.
Народность образа Пугачева особенно ярко выражается в его речи. Он использует много пословиц, поговорок, устойчивых выражений: «А разве нет удачи удалому?.. Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного-прочего? Кто не поп, тот батька... Закусим, запьем – и ворота запрем!»
Свободолюбие и независимость Пугачева показаны благодаря его противопоставлению Савельичу, который считает свое рабское положение единственно для себя возможным: «Я человек подневольный и за барское добро должен отвечать». Жизненную же позицию самозванца объясняет сказка старой калмычки об орле и вороне, рассказанная им Гриневу по дороге в Белогорскую крепость. Сказка создает вокруг Пугачева романтический и даже трагический ореол. Подобно орлу, Пугачев предпочитает жить пусть недолго, но на свободе и хоть раз напиться живой кровью, чем триста лет, как ворон, питаться падалью.
Пугачев играет особенную роль в любовном сюжете. Он, как крестьянский «царь», выручает Машу из беды и вручает ее Гриневу. А затем также поступает царица Екатерина И. Это напоминает сказочное построение сюжета.
Образ Пугачева построен на совмещении крайностей, что показывает неповторимое своеобразие исключительной, великой личности. Все свойства его натуры – ум, внутренне безошибочное чутье, смелость и решительность характера, в то же время темнота, необузданность страстей – проявляются в предельном воплощении. Их питают народные корни, и в этом плане Пугачев является обобщенным образом, в котором выражается стихийная мощь национального характера.
Комментариев 0