Образ Евгения Онегина в романе Пушкина "Евгений Онегин"
Роман «Евгений Онегин» – первый образец русского реалистического социально-бытового романа, в котором многосторонне отражено русское общество 10–20-х годов XIX века. Для него характерны глубина раскрытия типических характеров в их эволюции, полнота изображения картин русской действительности: Москва и Петербург, столичный и поместный быт дворянства, духовные искания передовой интеллигенции.
Онегин – главный герой романа, молодой франт, богатый наследник. Он показан в романе как человек с очень сложным и противоречивым характером. Первоначально Пушкин хотел сатирически изобразить своего героя как бездельника и щеголя. Однако уже к концу первой главы его замысел меняется, и Онегин становится человеком, близким по духу самому автору. На протяжении всего романа пушкинский герой взрослеет, страдает, теряет друга, приобретает жизненный опыт. Он изображен в сложной перспективе: от бытовых причуд столичного денди через хандру и индивидуалистическую оппозиционность Пушкин приводит героя к скептическому неприятию явлений русской действительности.
Как же показаны этапы жизни героя в произведении?
В начале первой главы Онегин, достигший совершеннолетия, светский молодой человек, столичный аристократ, получивший обычное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера и образование, благодаря которому он принят в свете. Он ведет образ жизни, свойственный «золотой молодежи»: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театра. Как неслужащий дворянин, в своем поведении он сочетает черты «лондонского денди» и французского щеголя. Владение французским языком, умение непринужденно кланяться, танцевать, вести светскую беседу и модное равнодушие ко всему, свойственное его манере поведения, обеспечили ему несомненный успех в обществе. Постоянное выражение некоторой презрительной скуки в начале его жизненного пути – это пока только дань моде.
Однако если в начале романа Онегин представляется как общественный тип, далекий от декабристских идеалов и от позиции самого автора, то уже в конце первой главы устанавливается единство взглядов автора и героя. Тон иронии по отношению к Онегину, присутствующий вначале, исчезает. Это объясняется эволюцией воззрений Пушкина, которая приводит к изменениям замысла в изображении характера героя романа. Благородство души, «резкий охлажденный ум» выделяют Онегина из среды аристократической молодежи и постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества: «Рано чувства в нем остыли, ему наскучил света шум». В начале романа Онегин, несмотря на разочарование, не придает особого значения возвышенным идеалам, которые все-таки живут в глубине его души. Своим умом, склонностью к «язвительным спорам» и «шуткам с желчью пополам» Онегин очень похож на Чацкого, но, в отличие от последнего, у него нет ясно выраженного гражданского идеала, во имя которого он мог бы обличать «молчалиных» и «скалозубов» и благодаря которому он смог бы стать членом тайного общества. Поэтому свою враждебность к свету.к толпе он переживает индивидуалистически, реализуя себя в сфере любви и дружбы. Его разочарование высшим обществом переходит в разочарование жизнью вообще, в мизантропию, прикрываемую «Гарольдовым плащом» и байронической позой. Эта пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться полезной деятельностью. Однако барское воспитание, отсутствие привычки к труду играют свою роль, и герой не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Так он живет «без цели, без трудов».
Во второй главе романа Онегин оказывается в деревне. Он, по примеру многих передовых людей своего времени, поступает гуманно по отношению к своим крестьянам, заменив барщину оброком. Но и там он продолжает мучиться от скуки и ощущения пустоты жизни. В деревне он встречает Татьяну – воспитанную, благородную, чуткую девушку, которая так страстно и искренне полюбила его. Однако мимо этого святого чувства любви Онегин проходит с мертвым сердцем. В ответ на искреннее признание простодушной уездной барышни он дает ей наставления с высокомерным сознанием своего культурного превосходства.
Онегин, несомненно, близок к передовым идеям своего времени. Весь круг его мыслей и раздумий отражает атмосферу и дух эпохи. Пушкин подчеркивает сложную взаимосвязь героя и сформировавшего его общества, повествуя о «резком, охлажденном уме» Евгения, о его во многом прогрессивных взглядах и о разочарованности в «свете». Сблизившись в деревне с Ленским, юным и наивным романтиком, отвернувшимся от реальной действительности, противоречащей его высоким идеалам, и ушедшим в мир возвышенных представлений, философии и ис-кусства, Онегин совершает необдуманный поступок. От скуки он раззадоривает своего друга на именинах Татьяны, но это воспринимается Ленским как намеренное коварство. Юный поэт, приревновав своего друга к Ольге, вызывает его на дуэль. Онегин, приняв вызов и не сделав ни одной попытки извиниться перед юношей, показал себя «не мужем с честью и умом», а «мячиком предрассуждений», он испугался «мненья света», которое так презирал. Гибель друга потрясла «себялюбивую и сухую» душу Евгения, он почувствовал себя одиноким и опустошенным, потерял уважение к себе. Это мучительное состояние потерянности пробудило в нем «охоту к перемене мест», он понял, что не способен ни к любви, ни к дружбе, ни к истинной свободе. Он, как и лермонтовский Печорин, «страдающий эгоист», «эгоист поневоле», живущий в обществе, с которым не разделяет «ни общих мнений, ни страстей».
В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствовать по России. Эти странствия дают ему возможность взглянуть по-другому на жизнь. За два года изменился масштаб мироощущений Онегина, он вернулся другим человеком, стал гораздо серьезнее, внимательнее ко всему. Встретившись с Татьяной, уже замужней, богатой светской дамой, Онегин влюбляется в нее «как дитя», страстно и глубоко. Однако, разгадав себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, Татьяна не отвечает на любовь Онегина. Она остается верной своим высоким идеалам и предстает лишь жертвой внешних неблагоприятных условий, тогда как плачевный итог судьбы Онегина объясняется в первую очередь его собственной отрицательной нравственной позицией, а затем уже условиями окружающей среды. Хотя он на голову выше светского общества, он настолько им же испорчен. Преодолеть это влияние, начать другую, более достойную и осмысленную жизнь он не в состоянии. Все это делает героя Пушкина «лишним человеком».
Показав всю сложность и противоречивость характера Онегина, наделив его как положительными, так и отрицательными качествами, Пушкин оставляет его на распутье, в поисках смысла жизни и священной свободы.
Таким образом, в романе ставится важнейший вопрос эпохи: по какому пути идти просвещенной передовой дворянской интеллигенции, которая порывает с невежественным и консервативным большинством своего класса, но не знает реальных способов изменения общественного устройства. В лице Онегина Пушкин запечатлел драматическую судьбу лучших людей времени, чья общественная роль стала снижаться после поражения декабристов. Из общей массы дворян Онегин выделяется своим умом, образованностью, критическим отношением к окружающей действительности, нежеланием служить ради карьеры. Отсутствие дела и цели в жизни – «недостаток» Онегина, обусловленный принадлежностью его к дворянскому сословию, поэтому разочарованность героя предстает как характерное явление времени.
В.Г. Белинский в своей статье о романе дает социологический и психологический анализ образа героя: «Онегин – характер действительный в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического... он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность».
Комментариев 0