Любовная лирика Лермонтова
Статья для подготовки к сочинению на тему: Любовная лирика М. Ю. Лермонтова.
В любовной лирике Лермонтова почти всегда прослеживаются автобиографические мотивы, в этом отношении она более субъективна, чем лирика Пушкина. Исследователи выделяют циклы стихов, посвященных Наталье Ивановой, Екатерине Сушковой, Варваре Лопухиной и др. Характер любовного чувства, воплощенный в стихах Лермонтова, также отличается от «лелеющей душу гуманности» пушкинских стихотворений. Если у Пушкина любовь – это светлое чувство, то у Лермонтова с самой ранней юности оно окрашено в мрачные тона.
Лирический герой его любовных стихотворений – это одинокая личность, противостоящая всему миру. Он ни в чем не может найти себе утешения, даже в любви его преследуют измена и предательство. В стихотворении 1832 года «Я не унижусь пред тобою...», относящемся к Ивановскому циклу, поэт упрекает свою возлюбленную, которую он боготворил и ради которой он «был готов на смерть и муку», в коварной измене. Ему горько оттого, что она не оценила его любовь, что «не была сначала, какою стала наконец».
В связи с мотивом одиночества и обмана в стихах Лермонтова появляется образ нищего, отверженного и презираемого всеми. В стихотворении «Нищий» 1830 года, которое принадлежит Сушковскому циклу, жаждущий ответной любви лирический герой сравнивает себя с бедняком, просящим подаяния, чтобы не умереть с голода. Но его надежда на помощь и сострадание людей не оправдалась: кто-то в насмешку положил камень в его протянутую руку. Так, лучшие чувства героя стихотворения были обмануты. Любовь, о которой он молил, оказалась ему недоступной, а сам он отвергнут своей возлюбленной.
Из юношеских увлечений наиболее глубокий след в сердце Лермонтова оставила Варвара Лопухина, в замужестве Бахметева. Ей посвящен ряд стихотворений, в том числе «Молитва», написанная в 1837 году. Лирический герой, представляющий себя «странником в свете безродным», тоже нуждающимся в заступничестве, молится о счастье дорогой ему женщины. Он хочет вручить ее Божьей Матери, «теплой заступнице мира холодного». Герой просит «окружить счастием душу достойную», дать ей «сопутников, полных внимания», «молодость светлую, старость покойную». Однако этому не суждено сбыться: Варенька Бахметева умерла в возрасте тридцати шести лет, через десять лет после Лермонтова.
В последние дни жизни Лермонтов встречался на Кавказе со своей родственницей Екатериной Быховец, напоминавшей ему Вареньку. С ней он охотнее всего разговаривал о «подруге юных дней». Оттого посвященное Быховец стихотворение 1841 года начинается словами: «Нет, не тебя так пылко я люблю...» Здесь не говорится, что поэт все еще любит другую, он любит «прошлое страданье» «и молодость погибшую» свою. В отличие от «Молитвы», в этом стихотворении, как обычно у Лермонтова, речь идет прежде всего о нем самом, о его собственных чувствах и переживаниях. Прошлое для него не умерло и образ любимой еще жив в памяти, хотя о «подруге юных дней», навсегда потерянной, лирический герой думает как об умершей. Он, глядя на присутствующую девушку, видит «в устах живых уста давно немые», а «в глазах огонь угаснувших очей». Разлука для его ранней возлюбленной оказалась подобной смерти: продолжающаяся жизнь проходит в печальном молчании, ее «очи» угасли и потеряли блеск.
За несколько месяцев до смерти, в 1841 году на Кавказе, Лермонтов написал пророческий «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»). Лирический герой этого стихотворения рассказывает свой сон, в котором он видит себя убитым, лежащим в долине Дагестана. Однако и в «мертвом сне» он видит «вечерний пир в родимой стороне», вероятно в Петербурге, хотя для сосланного на Кавказ «родимая сторона» – это уже вся Россия. На сияющем огнями вечернем балу, по контрасту с тем, что случилось в Дагестане, между юными женами идет веселый разговор о герое. Однако одна из них не вступает в этот разговор, она тоже видит сон, в котором ей снится долина Дагестана, «знакомый труп», вернее труп знакомого, и рана, дымящаяся в его груди. Разделенные пространством, герой и одна из юных жен оказались близки внутренне в роковой час его кончины. Однако эта близость не приносит им счастья, она лишь усугубляет трагизм происшедшего. «Он теряет вместе с жизнью ее, она теряет его, и оба в грезах видят друг друга: мертвый – живую, живая – мертвого».
В 1840 году написано «Завещание» – стихотворение также об умирающем от раны в грудь офицере, дающем последние поручения боевому товарищу. Однако этот персонаж явно не из светской среды, он скорее близок к Максиму Максимычу из «Героя нашего времени», но моложе его. Герой ничуть не идеализирован, он даже не знает, живы ли его родители, потому что «писать ленив». «Если кто из них и жив», ему было бы жаль опечалить их известием о своей смерти. Не жаль лишь соседку, которая о нем и не спросит. Он хочет, чтобы его товарищ рассказал ей всю правду, «пустого сердца» жалеть не нужно: «Пускай она поплачет... / Ей ничего не значит!» Герой этого стихотворения – человек, чьей судьбой никто особенно не озабочен. Однако он не окончательно огрубел на войне, вдалеке от дома. Характерно и его обращение к другу («брат»), и то, что он не забыл своей давней личной драмы, хотя любимая оказалась недостойной его. Любовь и смерть у Лермонтова и здесь оказываются рядом. Однако внимание поэта к простому, бесхитростному человеку другого социального круга свидетельствует о его гуманности, и это нечто новое в творчестве Лермонтова. Теперь он не только сам страдает оттого, что не видит рядом родной души, но и сострадает другому, также обреченному на одиночество.
Любовь для Лермонтова всегда оставалась прекрасным романтическим идеалом, недосягаемым и противоречащим действительности. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...» 1840 года лирический герой, находясь на новогоднем балу, который не приносит ему радости, вспоминает о своем прошлом, мечтает о любви. Бегство в память и в мечту – любимый романтический мотив Лермонтова-поэта. Не имея возможности полюбить ни одну из надменных и холодных светских красавиц, присутствующих на балу, он создает в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной: «С глазами, полными лазурного огня...» Этот вымышленный образ, создание его мечты, целиком овладевает сердцем героя, он любит ее, думает только о ней и плачет. Но мечта – это не реальность, опомнившись, лирический герой узнает обман, и ему хочется бросить в лицо светскому обществу «железный стих, облитый горечью и злостью».
Тоска по родной душе, сопровождавшая Лермонтова на протяжении всей его жизни, осталась неудовлетворенной. Об этом говорится в стихотворении «И скучно и грустно...» 1840 года. Обреченному на полное одиночество даже «в минуту душевной невзгоды» лирическому герою некому подать руку, рядом с ним нет близкого, любящего человека, способного выразить сочувствие и понимание, оказать поддержку. Любовь как временное чувство не приносит ему удовлетворения, а вечная любовь невозможна. Оттого вся жизнь кажется ему «пустой и глупой шуткой».
Любовная лирика Лермонтова свидетельствует о полном разочаровании поэта в любви, которая оказалась недосягаемым романтическим идеалом. Он переживает свою отверженность и одиночество, остро чувствует роковое неустройство его собственной и всеобщей жизни. Эта всеобщая разобщенность, трагическая безысходность осознаются им как непреложный закон бытия.
Комментариев 0