Сочинение на тему "Образ героя" в любом произведении.
1. Имя героя произведения (персонажа)
Социальный статус, положение героя
Характер героя произведения. Индивидуальные и типические черты героев.
- «герой-резонер» в классицистическом произведении
- «лишний человек»
- «новые люди» (в 1860-х гг. — разночинцы-демократы) и др.
- Хлестаков и «хлестаковщина»
- Обломов и «обломовщина»)? и др.
Место героя в системе персонажей
- главный
- один из главных героев
- второстепенный
- эпизодический
- «двойник» главного героя и т. д.
Особенности изображения героя (приемы и средства)
Портрет героя или отсутствие портрета
Композиционные средства:
Речевая характеристика героя (внутренние монологи, письма, споры героев, индивидуализация речи, авторская характеристика героя)
- монологи;
- внутренние монологи, размышления (исключительную роль эти приемы играют у Толстого, Достоевского при создании образов рефлектирующих героев);
- письменная речь (письмо, дневник). Характерна для произведений, где автор ставит задачу психологического анализа («Герой нашего времени»). Здесь тоже открывается обширное пространство для разного рода рассуждений и сопоставлений: например, композиционно симметричные письма Онегина и Татьяны: чем они похожи, чем отличаются, что можно сказать о душевном состоянии их авторов и т. д. С другой стороны, еще одна полезная для сочинений идея, которую можно извлечь из этих писем, — Пушкин приводит их в переводе, говорит, что письмо Татьяны лежит перед ним, — это придает тексту больше документальности, достоверности (какие еще приемы использует поэт с той же целью?). Заметьте, что у Толстого тот же прием доведен до предела: в его тексте письма передаются не только прозой (то есть по определению более реалистично, чем в «романе в стихах»), но и в оригинале, по-французски, вследствие чего (в сочетании с другими приемами, направленными на создание эффекта «жизненности») появляется иллюзия правдивости, документальности романа. Раскольников пишет статью, которая не приводится в тексте, но пересказывается, имеет определенный резонанс, о ней говорят другие герои. Эта статья несомненно характеризует Раскольникова, его умонастроение;
- диалоги. Герой в диалоге с другими персонажами, в спорах с ними. (Это, например, одно из важнейших средств раскрытия характеров в романе «Отцы и дети»);
- индивидуализация речи: само по себе наличие этого факта свидетельствует о том, что данному писателю доступен реалистический метод. Более ранние литературные направления еще не требовали реалистически изображать индивидуализированную речь, речь разных социальных групп и т. д. Вспомните, например, «Бедную Лизу», где все герои, представители разных сословий, говорят языком самого Карамзина. Сравните это произведение с комедией «Горе от ума» и станет ясно, почему говорят о переходе Грибоедова к реализму в то время, когда на сцене еще господствовал классицизм. При анализе индивидуализированного языкового образа героя обращайте внимание, какую лексику он выбирает (просторечные слова, архаизмы, «ученая» лексика, различные иностранные слова в речи героя и т. д.), какие у него интонации: разговорные, высокопарные, ораторские; сложное или примитивное построение фразы, правильная литературная речь или он неграмотен, косноязычен. Так же, как и в случае с портретом, значимым может быть отсутствие речи. Вспомните, какой комический эффект производят реплики князя Тугоуховского: «А-хм?», «Э-хм?», «И-хм?», «У-хм?» — на фоне всеобщего многословия. Вспомните также персонажа комедии «Ревизор» доктора Гибнера, который не произносит на сцене ни слова по причине полного незнания русского языка.
Авторская характеристика героя.
Может быть представлена в большей или меньшей степени в зависимости от литературного рода и жанра.
Например, в лирике может вообще не быть других персонажей, кроме самого лирического героя, и тогда нет смысла учитывать этот пункт.
В эпических жанрах этот прием используется в наибольшей степени, однако здесь необходимо учитывать индивидуальную изобразительную манеру данного автора. Например, И. С. Тургенев говорит, что писатель должен быть «психологом, но тайным». Поэтому в его романах не найдется таких обширных комментариев и объяснений, как, например, у Л. Н. Толстого, который в высшей степени дидактичен. У Тургенева информацию о героях читатель получает больше из сюжетных коллизий, монологов и диалогов, портретов и др. На основе этой информации он сам должен сделать вывод о том, что происходит с героем. Автор почти не участвует в этом процессе, лишь изредка давая собственные характеристики героям («Да он и был мертвец» — о Павле Петровиче).
В драматическом произведении автор достаточно скован в выражении своих характеристик, в передаче настроения. Однако он все же имеет возможность вводить красноречивые ремарки, в которых восполняет то, что невозможно передать в речи героя. Например, у Чехова в пьесе «Вишневый сад»:
- Характеристика со стороны других персонажей. Иногда этот прием приобретает особое значение. Например, в комедии «Горе от ума», где мотив сплетни и злословия — один из главных элементов интриги, и герои на протяжении всего действия обмениваются злобными перекрестными характеристиками. Подумайте, какую роль этот прием играет в поэме «Мертвые души».
Поступки и действия героя как его характеристика.
Поступки и действия героя, характеризующие его. Разумеется, этот прием имеет смысл в основном в произведениях эпических и драматических. Особые случаи: отсутствие или невозможность совершения поступка (например, в пьесах А. П. Чехова принципиально ничего не происходит, герои страдают от пустоты и бессмысленности жизни, от собственной пассивности, — в этом, по мысли автора, есть некое знамение времени). В романе «Герой нашего времени» проблема поступка, действия возникает в разных контекстах: это в первую очередь несоответствие внешне неблаговидных, предосудительных в глазах общества поступков и их сложных мотивов, известных только самому герою. Кроме того, в романе можно наблюдать неожиданные последствия поступков, анализировать разные причины, ведущие к тому или иному действию героя (вплоть до влияния судьбы, предопределения), и т. д. Заметим, что в этом романе средства изображения героев, связанные с поступками, вообще приобретают большое значение в силу его остросюжетности.
Вывод
Анализируя эти (и другие, которые, возможно, остались неназванными) приемы и средства, попробуйте обобщить свои наблюдения: смысл любой научной работы, даже самой мелкой (каковой является сочинение) как раз и состоит в том, чтобы, собрав разные факты, обобщить их, выйти на более абстрактный уровень. Обобщение может касаться, например, литературного метода, которому следует писатель: какими будут по преимуществу приемы — реалистическими или классицистическими, или же герой скорее изображен как персонаж романтического произведения и т. д. Здесь могут быть сложные варианты: например, Печорин в значительной степени показан как человек романтического мироощущения, но в романе явно присутствуют элементы реалистического метода и полемики с романтизмом. Другой вариант обобщения, выводящий за пределы данного произведения, а иногда и за пределы творчества данного писателя, в общелитературный контекст: есть ли предшествующая литературная традиция изображения подобных характеров; может быть, другие писатели пользовались подобными приемами. Играли ли у них эти приемы ту же роль, или вы можете указать различия? Если такие параллели существуют, это будет хорошим материалом для заключительного обобщения. В конце можно также указать на традицию, которая, наоборот, начинается с этого героя и будет продолжена другими писателями.
Комментариев 1