Как писать вступление в сочинении по литературе?

Как писать вступление в итоговом сочинении по литературе, вступительном сочинении, а также в анализе литературного произведения (варианты вступлений,примеры вступлений, клише для написания вступлений)

Любое вступление имеет свой стандарт. Оно должно быть написано по жесткой заданной форме. Ваше сочинение — это маленькая литературоведческая статья, оно тоже имеет свой стандарт. Никто не говорил об этом стандарте, но он подразумевается.

Вы можете спросить: Уместно ли говорить о стандарте применительно к творческой работе? Не будут ли все сочинения (или, во всяком случае, введения к ним) похожи друг на друга?

Ответ: вы, может быть, не думали об этом, но на самом деле любой текст имеет свой стандарт. Это относится и к художественным произведениям. Их стандарт — это требования жанра, стиля и т. п. (отсюда — возможность их анализа с помощью специальных терминов). Более того: наше устное повседневное общение тоже имеет свои стандарты, поскольку не существует вне речевых жанров (различные виды дружеской беседы, споры, официальные диалоги, «беседы» с животными, диалог с детьми и т. д.). Этот стандарт не всегда заметен, но он существует. Стандарты многих письменных жанров специально публикуются и доводятся до сведения авторов. Работа, в которой не выполнен стандарт, просто не принимается. Умение правильно использовать тот или иной стандарт — это признак научной грамотности и культуры мышления.

Алгоритм написания вступления №1

Алгоритм 1«Подступ» к теме и как важный его элемент — «расширение».

Дайте краткую предысторию вопроса, расширьте предложенную тему на одну логическую ступень.

Тема — «Образ Петра в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Порассуждайте о теме Петра в русской культуре, в творчестве Пушкина.
Тема — «Образ Москвы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Расскажите о московской теме в русской литературе.
Тема — «Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Порассуждайте о реалистических принципах изображения всех персонажей в этом романе, а потом уже переходите к женщинам.

Укажите на традицию, на истоки, на предысторию

Эти слова должны прозвучать: «Укажем на истоки» или можно без «укажем»; «Тема... берет начало...».

Этот алгоритм используется, если вы хорошо знаете проблему (иначе получится «вода», бессодержательные заклинания о том, что эта тема «очень важна и имеет большое значение») и если тема достаточно узко сформулирована и легко расширяется на одну ступень.

Результат: продемонстрируете ваш кругозор, красиво начнете сочинение.

Примечание: Подступ не обязательно должен быть расширением темы на одну ступень. Вы можете, например, начать с разговора о жанре, стиле, литературных течениях.


Алгоритм написания вступления №2

Алгоритм 2. «Разбиение». 

Смысл этого алгоритма — ввести в ваше вступление элемент анализа. Скажите, что данная тема имеет «два аспекта», «три направления», «четыре стороны», «шесть уровней осмысления» и т. п. Предложите логическое расчленение, классификацию материала.

Например, тема — «Система образов / персонажей и т. п.». Разделить этих персонажей на группы можно по разным признакам. По роли в сюжете — две группы, по авторскому отношению — еще две группы, по средствам и приемам изображения — делятся еще на три группы. В отдельную группу можно выделить женские образы или персонажи, которые изображаются преимущественно на фоне пейзажа, или тех, у кого есть портрет и у кого нет портрета. Разделив материал на группы, получаем план сочинения. 

Можно использовать выражения типа: «В сочинении мы рассмотрим сначала____, потом____, а потом_____» В этом нет ничего плохого. В целом, лучше суховатый стиль, чем «вода»!

Результат: такое вступление — то же самое, что и план. Очень помогает раскрыть тему.

Пример 1: «Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». 

Эту тему можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, необходимо рассмотреть Хлестакова как сюжетный персонаж, в его отношении к другим характерам и к интриге. Это поможет нам определить место Хлестакова в сюжете комедии. С другой стороны, чтобы определить понятие «хлестаковщина», следует говорить отдельно о Хлестакове как самостоятельном характере, сравнивая его с героями других произведений Гоголя.

Пример 2:   «Образы молодых людей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Чему нас учит эта тема (обоснование темы, как в любой научной работе — это входит в стандарт)? Чем она привлекает современного исследователя или читателя? «Анализ предложенной темы поможет нам увидеть...» Это как бы начало фразы. Дальше вы запишете возможные варианты окончания этой фразы.

Это могут быть разные положения, но они всегда имеют литературоведческий характер. Ваша цель — дать литературоведческий взгляд на проблему, но не оценку героев (плохой, хороший), не оценку эпохи (этим занимается история) и т. п. Частные оценки могут быть в середине сочинения, но не во вступлении.



Шаблоны для вступления

Трафарет, который мы вам предлагаем, помогает построить форму, композицию, а также наметить примерный ход мыслей для введения.

О чем писать во вступлении:


  • МЕСТО (произведения ) в ТВОРЧЕСТВЕ (ФИО), в его творческой ЭВОЛЮЦИИ.
  • ТРАДИЦИИ русских писателей и НОВАТОРСТВО (ФИО в произведении),
  • ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ произведения
  • СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО (ХУДОЖЕСТВЕННОГО) ОБРАЗНОГО МИРА (ФИО).
  • ПО ПОВОДУ «-ИЗМОВ» (СТИЛЕЙ, ТЕЧЕНИЙ, НАПРАВЛЕНИЙ). 
Например:
- почему стиль Н. В. Гоголя называли «фантастическим реализмом»;
- в чем состоит своеобразие романтизма М. Ю. Лермонтова;
- какие приемы и средства позволяют достичь социально-психологической достоверности в реалистическом романе И. А. Гончарова «Обломов»;
- как виден в процессе написания «Онегина» переход А. С. Пушкина от романтизма к реализму;
- как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность, достоверность;
- почему В. А. Жуковского относят и к сентименталистам, и к романтикам.

  • Своеобразие СЮЖЕТА и КОМПОЗИЦИИ, роль тех или иных СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ.
  • Своеобразие взаимоотношений между АВТОРОМ и ГЕРОЕМ.
  • ПРИЕМЫ и СРЕДСТВА, с помощью которых АВТОР выражает свое ОТНОШЕНИЕ К такой-то ПРОБЛЕМЕ.

 Примеры вступлений

Вступление «Природа в лирике М. Ю. Лермонтова»

В лирике Лермонтова часто встречается пейзажная миниатюра. Это небольшое стихотворение о природе, но у Лермонтова, как и у всякого поэта-романтика, за пейзажем открывается сложная философская перспектива. Изображение природы переходит в размышление на «вечные» темы — о смысле жизни и смерти («Выхожу один я на дорогу...»), одиночестве («На севере диком...», «Утес»), о Боге («Когда волнуется желтеющая нива...», «Скажи мне, ветка Палестины...»), о родине («Родина»). В пейзаже отражается внутренний мир лирического героя. В образах природы воплощаются мысли и чувства поэта («Парус», «Тучи»). Как романтик, Лермонтов предпочитает экзотический морской пейзаж («Кавказ»), но позже появляется и деревенский, берущий начало у Пушкина («Родина»). Анализ предложенной темы поможет нам увидеть романтическую природу поэзии Лермонтова и его творческую эволюцию.

Вступление «Реальность и фантастика у Н. В. Гоголя»

Реальное и фантастическое всегда сосуществуют в творчестве Гоголя. Однако, если сравнить ранние его произведения с поздними, мы можем увидеть эволюцию творческого метода писателя на примере этой темы. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и повести «Вий» фантастическое — это сверхъестественное. Оно присутствует прямо в сюжете («чорт», ведьма, колдуны, превращения и другие чудеса). В петербургских повестях фантастика — это необыкновенное, из ряда вон выходящее. Оно скрыто в реальности {сон, таинственные слухи, безумный бред, небылица), а реальность кажется «фантастичной» из-за ее абсурдности {пример — «Ревизор»). В «Мертвых душах» фантастичность — это абсурдность, иррациональность. Этот элемент обнаруживается не в сюжете, а на более тонком уровне — в стиле и языке повествования. Рассматривая эту тему, мы понимаем, почему стиль Гоголя иногда называли «фантастическим реализмом».

Вступление «Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Роман Достоевского «Преступление и наказание» является одновременно социально-бытовым, психологическим и философско-символическим романом. В силу этой жанровой особенности произведения, все реалистические конкретные образы, связанные с городом Петербургом, выполняют три следующие функции: воссоздают живой образ города и эпохи {то, что названо в романе «средой»), помогают раскрыть характеры и глубже понять обстоятельства и проливают свет на философскую проблему «героя и среды». Анализируя эту тему, мы также заметим, какие традиционные мотивы русских писателей {символика плохой погоды, городские типажи, сцена с избиваемой лошадью и другие) заимствованы Достоевским и как они были переосмыслены.

Вступление «Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Три уровня проблематики романа «Отцы и дети» помогают увидеть его сложную жанровую природу. Тема взаимоотношения родителей с детьми делает этот роман семейно-бытовым и психологическим, тема споров двух эпох, идеологий {либерального дворянства 30-х гг. и разночинцев 60-х гг.) — социально-историческим, а присутствие «вечных» вопросов {смысл жизни и смерти, судьба, «я» и «другие») позволяет назвать этот роман философским. Все эти уровни смысла заложены в названии романа, поэтому, поняв их, мы понимаем и смысл названия.


Вступление «Типы мечтателя и прагматика в романах И. А. Гончарова «Обломов» и И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Романы И. А. Гончарова «Обломов» и И. С. Тургенева «Отцы и дети» были восприняты современниками прежде всего как злободневные. Соответственно, образы мечтателей и прагматиков воспринимались в контексте социальноисторического противопоставления — уходящего в прошлое «дворянского гнезда» и набирающей силу разночинной интеллигенции. Однако глубокое прочтение обоих романов позволяет увидеть в них не только злободневные, но и «вечные» вопросы. Внутри категорий «мечтателей» и «прагматиков» есть свои разновидности. Что-то есть общее и у Обломова с Базаровым, и у деловитого Штольца с мечтательным Аркадием. Сопоставление двух романов с предложенной точки зрения поможет увидеть социально-философские взгляды Гончарова и Тургенева и своеобразие реализма каждого из них.


Вступление «Проблема ума и сердца в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Само название комедии указывает на наличие проблемы разума и чувства. «Благородный герой» Чацкий — «чувствителен, и весел, и остер», а значит, сочетает в себе «ум» и «сердце». Но он говорит о себе: «Ум с сердцем не в ладу». Где силен ум Чацкого, там видят бессердечие (конфликт с обществом), а где пылает сердце, там оказывается бессильным ум (любовь к Софье). Анализ этой темы поможет проследить связь любовной интриги с общественным конфликтом и понять трагикомизм образа Чацкого. 

Комментариев 0