Как писать вступление в сочинении по литературе?
Как писать вступление в итоговом сочинении по литературе, вступительном сочинении, а также в анализе литературного произведения (варианты вступлений,примеры вступлений, клише для написания вступлений)
Любое вступление имеет свой стандарт. Оно должно быть написано по жесткой заданной форме. Ваше сочинение — это маленькая литературоведческая статья, оно тоже имеет свой стандарт. Никто не говорил об этом стандарте, но он подразумевается.
Вы можете спросить: Уместно ли говорить о стандарте применительно к творческой работе? Не будут ли все сочинения (или, во всяком случае, введения к ним) похожи друг на друга?
Ответ: вы, может быть, не думали об этом, но на самом деле любой текст имеет свой стандарт. Это относится и к художественным произведениям. Их стандарт — это требования жанра, стиля и т. п. (отсюда — возможность их анализа с помощью специальных терминов). Более того: наше устное повседневное общение тоже имеет свои стандарты, поскольку не существует вне речевых жанров (различные виды дружеской беседы, споры, официальные диалоги, «беседы» с животными, диалог с детьми и т. д.). Этот стандарт не всегда заметен, но он существует. Стандарты многих письменных жанров специально публикуются и доводятся до сведения авторов. Работа, в которой не выполнен стандарт, просто не принимается. Умение правильно использовать тот или иной стандарт — это признак научной грамотности и культуры мышления.
Алгоритм написания вступления №1
Алгоритм 1. «Подступ» к теме и как важный его элемент — «расширение».
Дайте краткую предысторию вопроса, расширьте предложенную тему на одну логическую ступень.
Тема — «Образ Петра в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Порассуждайте о теме Петра в русской культуре, в творчестве Пушкина.
Тема — «Образ Москвы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Расскажите о московской теме в русской литературе.
Тема — «Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Порассуждайте о реалистических принципах изображения всех персонажей в этом романе, а потом уже переходите к женщинам.
Укажите на традицию, на истоки, на предысторию.
Эти слова должны прозвучать: «Укажем на истоки» или можно без «укажем»; «Тема... берет начало...».
Этот алгоритм используется, если вы хорошо знаете проблему (иначе получится «вода», бессодержательные заклинания о том, что эта тема «очень важна и имеет большое значение») и если тема достаточно узко сформулирована и легко расширяется на одну ступень.
Результат: продемонстрируете ваш кругозор, красиво начнете сочинение.
Примечание: Подступ не обязательно должен быть расширением темы на одну ступень. Вы можете, например, начать с разговора о жанре, стиле, литературных течениях.
Алгоритм написания вступления №2
Алгоритм 2. «Разбиение».
Смысл этого алгоритма — ввести в ваше вступление элемент анализа. Скажите, что данная тема имеет «два аспекта», «три направления», «четыре стороны», «шесть уровней осмысления» и т. п. Предложите логическое расчленение, классификацию материала.
Например, тема — «Система образов / персонажей и т. п.». Разделить этих персонажей на группы можно по разным признакам. По роли в сюжете — две группы, по авторскому отношению — еще две группы, по средствам и приемам изображения — делятся еще на три группы. В отдельную группу можно выделить женские образы или персонажи, которые изображаются преимущественно на фоне пейзажа, или тех, у кого есть портрет и у кого нет портрета. Разделив материал на группы, получаем план сочинения.
Можно использовать выражения типа: «В сочинении мы рассмотрим сначала____, потом____, а потом_____» В этом нет ничего плохого. В целом, лучше суховатый стиль, чем «вода»!
Результат: такое вступление — то же самое, что и план. Очень помогает раскрыть тему.
Пример 1: «Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Эту тему можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, необходимо рассмотреть Хлестакова как сюжетный персонаж, в его отношении к другим характерам и к интриге. Это поможет нам определить место Хлестакова в сюжете комедии. С другой стороны, чтобы определить понятие «хлестаковщина», следует говорить отдельно о Хлестакове как самостоятельном характере, сравнивая его с героями других произведений Гоголя.
Пример 2: «Образы молодых людей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Чему нас учит эта тема (обоснование темы, как в любой научной работе — это входит в стандарт)? Чем она привлекает современного исследователя или читателя? «Анализ предложенной темы поможет нам увидеть...» Это как бы начало фразы. Дальше вы запишете возможные варианты окончания этой фразы.
Это могут быть разные положения, но они всегда имеют литературоведческий характер. Ваша цель — дать литературоведческий взгляд на проблему, но не оценку героев (плохой, хороший), не оценку эпохи (этим занимается история) и т. п. Частные оценки могут быть в середине сочинения, но не во вступлении.
Шаблоны для вступления
Трафарет, который мы вам предлагаем, помогает построить форму, композицию, а также наметить примерный ход мыслей для введения.О чем писать во вступлении:
- МЕСТО (произведения ) в ТВОРЧЕСТВЕ (ФИО), в его творческой ЭВОЛЮЦИИ.
- ТРАДИЦИИ русских писателей и НОВАТОРСТВО (ФИО в произведении),
- ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ произведения
- СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО (ХУДОЖЕСТВЕННОГО) ОБРАЗНОГО МИРА (ФИО).
- ПО ПОВОДУ «-ИЗМОВ» (СТИЛЕЙ, ТЕЧЕНИЙ, НАПРАВЛЕНИЙ).
- почему стиль Н. В. Гоголя называли «фантастическим реализмом»;
- в чем состоит своеобразие романтизма М. Ю. Лермонтова;
- какие приемы и средства позволяют достичь социально-психологической достоверности в реалистическом романе И. А. Гончарова «Обломов»;
- как виден в процессе написания «Онегина» переход А. С. Пушкина от романтизма к реализму;
- как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность, достоверность;
- почему В. А. Жуковского относят и к сентименталистам, и к романтикам.
- Своеобразие СЮЖЕТА и КОМПОЗИЦИИ, роль тех или иных СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ.
- Своеобразие взаимоотношений между АВТОРОМ и ГЕРОЕМ.
- ПРИЕМЫ и СРЕДСТВА, с помощью которых АВТОР выражает свое ОТНОШЕНИЕ К такой-то ПРОБЛЕМЕ.
Примеры вступлений
Вступление «Природа в лирике М. Ю. Лермонтова»
Вступление «Реальность и фантастика у Н. В. Гоголя»
Вступление «Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Вступление «Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Три уровня проблематики романа «Отцы и дети» помогают увидеть его сложную жанровую природу. Тема взаимоотношения родителей с детьми делает этот роман семейно-бытовым и психологическим, тема споров двух эпох, идеологий {либерального дворянства 30-х гг. и разночинцев 60-х гг.) — социально-историческим, а присутствие «вечных» вопросов {смысл жизни и смерти, судьба, «я» и «другие») позволяет назвать этот роман философским. Все эти уровни смысла заложены в названии романа, поэтому, поняв их, мы понимаем и смысл названия.
Вступление «Типы мечтателя и прагматика в романах И. А. Гончарова «Обломов» и И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Романы И. А. Гончарова «Обломов» и И. С. Тургенева «Отцы и дети» были восприняты современниками прежде всего как злободневные. Соответственно, образы мечтателей и прагматиков воспринимались в контексте социальноисторического противопоставления — уходящего в прошлое «дворянского гнезда» и набирающей силу разночинной интеллигенции. Однако глубокое прочтение обоих романов позволяет увидеть в них не только злободневные, но и «вечные» вопросы. Внутри категорий «мечтателей» и «прагматиков» есть свои разновидности. Что-то есть общее и у Обломова с Базаровым, и у деловитого Штольца с мечтательным Аркадием. Сопоставление двух романов с предложенной точки зрения поможет увидеть социально-философские взгляды Гончарова и Тургенева и своеобразие реализма каждого из них.
Комментариев 0