Анализ лирического произведения в сочинении

100pointsrepetitor

Как раскрыть в сочинении темы, посвященные лирике (стихотворениям)

Ранние и поздние стихотворения автора

1. В сочинении по лирике поэта следует соблюдать принцип максимальной хронологичности. Это значит, что сначала лучше разбирать более ранние, а потом более поздние стихотворения, чтобы можно было сделать вывод об эволюции поэтического мира автора (или данного конкретного мотива, темы и т.п.).

Соблюдать полную хронологичность все-таки невозможно. Вам обязательно придется время от времени нарушать ее. Чтобы такие переходы выглядели естественно и не вызывали сомнений, используйте формулы: «к этому мотиву поэт впоследствии возвращался» или: «этот мотив уже встречался у поэта в таких-то стихотворениях»; «в дальнейшем» этот мотив претерпевает существенную эволюцию...». В тех случаях, когда вам надо указать на эволюцию мотива, вы можете написать: «Совсем по-другому этот мотив звучит в таком-то стихотворении»; «Старый мотив получает здесь новую перепективу/развитие/обработку» и т. п.

Иногда отход от хронологического принципа удобно подчеркнуть датировкой стихотворений. Лучше всего датировать (можно в скобках) каждое стихотворение (по крайней мере, Пушкина). Если вы точно не помните дату создания стихотворения, ни в коем случае не пишите «приблизительно» — лучше просто укажите на период, в конце концов, десятилетие, его начало или конец. (Например: «Эта тема присутствует у Пушкина только в начале 20-х гг., в первые годы южной ссылки».)

Сквозные мотивы поэта, жанра, стиля

2. Отметьте сквозные мотивы, характерные для лирики данного поэта в целом, или для данного жанра (например, элегии), стиля (романтизма). Рекомендуем делать побольше различных сопоставлений: сравните два стихотворения, укажите аналогичные мотивы у других поэтов и т. д. Вы можете приводить любой сопоставительный материал, но должно быть видно, что он носит вспомогательный, второстепенный характер.

Сопоставление с другими стихотворениями

3. Лучше, если в сочинении будут хотя бы упомянуты все стихотворения поэта, имеющие отношение к предложенной теме и входящие в школьную программу. На некоторых стихотворениях (по вашему выбору) необходимо остановиться подробно, проанализировать их образный строй, язык, систему художественных средств и приемов, обратить внимание на выраженное поэтом настроение, на идею, пафос, направленность. Повторим, что иногда очень полезно сравнить два стихотворения.

История написания стихотворения

4. Совсем не обязательно давать подробные сведения об обстоятельствах написания стихотворения. Иногда это действительно необходимо (особенно, если формулировка темы подталкивает к этому, например: «Автобиографические мотивы в лирике Пушкина»), Но в таком случае вы должны хорошо знать все эти реальные обстоятельства создания произведения. Например, в одном из сочинений рассматривалось послание «К Чаадаеву», и разбор начинался такими словами: «Чаадаев — близкий друг Пушкина, известный русский поэт, они вместе учились в Лицее...», — хотя на самом деле Чаадаев не поэт, а философ, публицист, общественный деятель и намного старше Пушкина. Вообще, гораздо важнее раскрыть содержание стихотворения и его внутреннюю структуру, чем сказать какие-то общие слова о том, когда и при каких обстоятельствах оно было написано.

Художественные приемы и средства выразительности стихотворения (лирического произведения)

5. Анализируя отдельное стихотворение, пользуйтесь понятиями, обозначающими художественные приемы и средства (метафоры, эпитеты и т. д.). Но не пытайтесь специально выискивать те или иные приемы, лучше напишите, чем уникально стихотворение. Иногда важнее всего остановиться на образах-символах, иногда на риторических фигурах (восклицание, повтор и т. д.), иногда полезнее говорить о переданном настроении или выраженных идеях. В некоторых случаях анализ может выглядеть как внимательное «медленное чтение», здесь вы можете рассуждать о дополнительных значениях отдельных слов, выявлять всевозможные ассоциации, отсылки, скрытые цитаты. За каждым стихотворением находится целый пласт литературной традиции. Если вам удастся увидеть это (например, найти отсылки к Пушкину в стихотворении Некрасова «Железная дорога»), то вы добьетесь гораздо более полного понимания смысла стихотворения.

В сочинениях по лирике употребляйте понятие «поэтический мир автора». Это совокупность характерных для автора тем, идей, образов, мотивов, а также художественных средств и приемов.

Жанр стихотворения

6. Старайтесь как можно более точно называть жанр стихотворения. Если вы знаете, к какому жанру оно относится, то обязательно так и пишите: не «стихотворение Пушкина «Деревня», а «элегия Пушкина «Деревня».

Литературный стиль стихотворения

7. Обращайте внимание на то, к какому литературному стилю, направлению относится каждое конкретное стихотворение. В сочинении по лирике Пушкина или Лермонтова вы так или иначе должны будете коснуться романтических и реалистических аспектов их творчества.

Цитирование в анализе стихотворения

8. Напоминаем также о цитатах: большие куски стихотворного текста лучше цитировать в строку, а маленькие — в столбик. Цитируя в столбик, не используйте кавычек — это пунктуационная ошибка!

Советуем знать некоторые стихотворения наизусть или, по крайней мере, очень близко к тексту. Это поможет в использовании цитат. 

100pointsrepetitor

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0