План анализа лирического произведения
Единой схемы анализа стихотворения нет и не может быть, потому что каждое произведение уникально. Нужно попытаться понять секрет его очарования. Жесткого алгоритма анализа нет, но существуют некоторые общие принципы и приемы, знание которых помогает в исследовании стихотворного текста.
1. История создания: когда было написано стихотворение, в какую книгу или цикл стихов оно входит, какие характерные для автора темы и мотивы в нем отразились.
2. Определите жанровую природу текста.
3. Что является в этом стихотворении предметом лирического изображения.
4. Какой образ мира создается в лирическом тексте. Подтвердите это деталями и подробностями.
5. Какова композиционная структура произведения и внутренняя реакция на нее.
6. Есть ли в тексте движение лирического сюжета, какова его интенсивность.
7. Каковы особенности лирического хронотопа.
8. Как выражается в тексте лирическое переживание. Дайте характеристику взаимоотношениям между внутренним и внешним миром лирического героя. Какова интенсивность переживания, каков источник переживания.
9. Ритмико-мелодическая и речевая структура стихотворения. Какими тропами пользуется автор и почему. Строфика. Рифма. Размер.
10. Поэтический синтаксис, интонационный рисунок.
11. Звукопись и цветопись, их значение. Роль пейзажа или деталей. Мотивы.
12. Какова художественная идея стихотворения. Чем она углубляется.
13. Сделайте общий вывод об идейно-эстетической концепции стихотворения.
14. Выразите свое отношение к тексту.
Продуктивнее сначала охарактеризовать стихотворение в целом, а затем вести анализ по строфам, что соответствует этапам развития лирического сюжета. Затем сделать общий вывод.
Образец анализа
Анализ стихотворения А.А Ахматовой «Я пришла к поэту в гости»
Стихотворение А. Ахматовой посвящено А. Блоку. Его тема – тема Поэта, тема величия Поэта. Его жанр – лирическое стихотворение, имеющее исповедальный характер. Внешнее спокойствие, сдержанность скрывают внутреннее сильное волнение. Свою встречу с поэтом (пришла в гости) Ахматова изображает праздничной. Обстановка, в которой происходят события, яркая, светлая солнечная. В просторной тихой комнате тепло, она освещена зимним малиновым солнцем. Воскресный полдень красив, вызывает восторг. Также красив и хозяин – поэт. Лирическая героиня Ахматовой почти не замечает обстановки, она видит лишь глаза поэта – зеркало души. Они ясные, мудрые, доброжелательные. Поэт и должен иметь такие глаза, умеющие видеть красоту и безобразие, боль и радость. Ахматова очень экономна в поэтических средствах. Она характеризует поэта эпитетами (молчаливый), метафорами (ясно смотрит), развернутыми метафорическими эпитетами (...глаза такие, // Что запомнить каждый должен). Но за этой поэтической скромностью угадывается величавая фигура Поэта. Поэта для всех и на все времена. Ведь не случайно раздвигаются границы поэтического пространства (комнаты), и читатель оказывается в земном и даже космическом пространстве. За окнами – небо, солнце, уличные морозные дымы. Напрашивается невольная ассоциация поэта с солнцем, тем более что этот мотив русской поэзии давно знаком, а автор стихотворения употребляет здесь прямое сравнение. Ахматова изображает восторг от встречи с поэтом, обожание поэта, зависимость, пленение его обаянием (Мне же лучше, осторожной, // В них и вовсе не глядеть). Встреча с поэтом должна, обязана быть запоминающейся, ведь эта встреча с самой Вечностью. Дважды употребила Ахматова в стихотворении слово воскресение (чтобы заострить внимание) – это и праздничный день, и, возможно, духовное воскресение. Все стихотворение – воздушное, ясное, легкое. Так и кажется, что и герои стихотворения, и читатель парят в ярких, солнечных (поэтических) лучах, любуются миром. Комнатный мир в финальной строфе значительно расширяется, действие переносится на земные пространства.
Стихотворение Ахматовой очень маленькое, но очень емкое, поэт предлагает дочитать, додумать недостающие детали самим. Об этом говорит и поэтический синтаксис. В первой строфе находим незаконченность предложения, значит, и мысли, переход в следующую строфу, где знак многоточия указывает на предложение к сотворчеству.
Композиция стихотворения проста – оно состоит из шестнадцати строчек, поделенных на четыре четверостишия.
Произведение написано белым стихом; в нем отсутствуют рифмы; его размер – четырехстопный хорей.
Стихотворение А. Ахматовой о А. Блоке – образец высокой поэтической простоты, то есть высочайшего мастерства и в области содержания, и в области формы.
1. История создания: когда было написано стихотворение, в какую книгу или цикл стихов оно входит, какие характерные для автора темы и мотивы в нем отразились.
2. Определите жанровую природу текста.
3. Что является в этом стихотворении предметом лирического изображения.
4. Какой образ мира создается в лирическом тексте. Подтвердите это деталями и подробностями.
5. Какова композиционная структура произведения и внутренняя реакция на нее.
6. Есть ли в тексте движение лирического сюжета, какова его интенсивность.
7. Каковы особенности лирического хронотопа.
8. Как выражается в тексте лирическое переживание. Дайте характеристику взаимоотношениям между внутренним и внешним миром лирического героя. Какова интенсивность переживания, каков источник переживания.
9. Ритмико-мелодическая и речевая структура стихотворения. Какими тропами пользуется автор и почему. Строфика. Рифма. Размер.
10. Поэтический синтаксис, интонационный рисунок.
11. Звукопись и цветопись, их значение. Роль пейзажа или деталей. Мотивы.
12. Какова художественная идея стихотворения. Чем она углубляется.
13. Сделайте общий вывод об идейно-эстетической концепции стихотворения.
14. Выразите свое отношение к тексту.
Продуктивнее сначала охарактеризовать стихотворение в целом, а затем вести анализ по строфам, что соответствует этапам развития лирического сюжета. Затем сделать общий вывод.
Образец анализа
Анализ стихотворения А.А Ахматовой «Я пришла к поэту в гости»
Стихотворение А. Ахматовой посвящено А. Блоку. Его тема – тема Поэта, тема величия Поэта. Его жанр – лирическое стихотворение, имеющее исповедальный характер. Внешнее спокойствие, сдержанность скрывают внутреннее сильное волнение. Свою встречу с поэтом (пришла в гости) Ахматова изображает праздничной. Обстановка, в которой происходят события, яркая, светлая солнечная. В просторной тихой комнате тепло, она освещена зимним малиновым солнцем. Воскресный полдень красив, вызывает восторг. Также красив и хозяин – поэт. Лирическая героиня Ахматовой почти не замечает обстановки, она видит лишь глаза поэта – зеркало души. Они ясные, мудрые, доброжелательные. Поэт и должен иметь такие глаза, умеющие видеть красоту и безобразие, боль и радость. Ахматова очень экономна в поэтических средствах. Она характеризует поэта эпитетами (молчаливый), метафорами (ясно смотрит), развернутыми метафорическими эпитетами (...глаза такие, // Что запомнить каждый должен). Но за этой поэтической скромностью угадывается величавая фигура Поэта. Поэта для всех и на все времена. Ведь не случайно раздвигаются границы поэтического пространства (комнаты), и читатель оказывается в земном и даже космическом пространстве. За окнами – небо, солнце, уличные морозные дымы. Напрашивается невольная ассоциация поэта с солнцем, тем более что этот мотив русской поэзии давно знаком, а автор стихотворения употребляет здесь прямое сравнение. Ахматова изображает восторг от встречи с поэтом, обожание поэта, зависимость, пленение его обаянием (Мне же лучше, осторожной, // В них и вовсе не глядеть). Встреча с поэтом должна, обязана быть запоминающейся, ведь эта встреча с самой Вечностью. Дважды употребила Ахматова в стихотворении слово воскресение (чтобы заострить внимание) – это и праздничный день, и, возможно, духовное воскресение. Все стихотворение – воздушное, ясное, легкое. Так и кажется, что и герои стихотворения, и читатель парят в ярких, солнечных (поэтических) лучах, любуются миром. Комнатный мир в финальной строфе значительно расширяется, действие переносится на земные пространства.
Стихотворение Ахматовой очень маленькое, но очень емкое, поэт предлагает дочитать, додумать недостающие детали самим. Об этом говорит и поэтический синтаксис. В первой строфе находим незаконченность предложения, значит, и мысли, переход в следующую строфу, где знак многоточия указывает на предложение к сотворчеству.
Композиция стихотворения проста – оно состоит из шестнадцати строчек, поделенных на четыре четверостишия.
Произведение написано белым стихом; в нем отсутствуют рифмы; его размер – четырехстопный хорей.
Стихотворение А. Ахматовой о А. Блоке – образец высокой поэтической простоты, то есть высочайшего мастерства и в области содержания, и в области формы.
Комментариев 0