Анализ стихотворения "Я вас любил" А.С. Пушкина
Образец анализа стихотворения А.С. Пушкина "Я вас любил"
Стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может» было написано А.С. Пушкиным в 1830 году. С тех пор оно – непревзойденный шедевр русской любовной лирики. Ошеломляющая искренность и гениальная простота – его главные характеристики являются сильнейшим средством воздействия на читателя.
По своей жанровой принадлежности это стихотворение – любовное послание, на что указывает обращение к адресату – «вас» (употреблено пять раз на восьми строчках). Послание написано от первого лица, лирический герой выражен в тексте местоимением «Я». И хотя в художественном произведении лирический герой не тождествен биографическому автору, здесь наблюдается почти полное объединение. В лирическом герое А. Пушкин объективировал часть своего жизненного опыта, уподобил реальное эстетической игре.
Стихотворение «Я вас любил...» по своей внешней композиции астрофично, его восемь стихов не разбиты на строфы, что создает иллюзию произнесения на одном дыхании. Троекратный повтор «Я вас любил...» позволяет разделить текст сначала на два четверостишья, а затем второе четверостишье еще и на два двустишья. Анафорический повтор не только членит стихотворение на равные интонационно-смысловые единицы, но и создает ощущение симметрии.
Лирический сюжет стихотворения позволяет увидеть развитие любовного чувства, проследить изменение настроения, обнаружить светлую печаль. Ярко выраженные параметры пространства и времени в тексте отсутствуют, но все же можно заметить два состояния лирического героя – прежнего и теперешнего: «Я вас любил...» и «...Я не хочу печалить вас...». Общий эмоциональный тон произведения обращен в прошлое, окрашен душевным чувством героя.
Первая строчка стихотворения в ее начале звучит уверенно: «Я вас любил...», но смысловой центр, обозначенный словом «любовь», к финалу строки содержит другое. Лирический герой печально предполагает, что чувство, быть может, в душе еще не угасло. Предположение закрепляется инверсией, а метафора позволяет судить о былом красивом (как огонь, как пламя) чувстве, которое, уходя, продолжает жечь изнутри (как угли). Кроме того, и рифма «быть может» – «не тревожит» сосредоточивает на мысли о еще живом чувстве.
В третьем и четвертом стихах лирический герой выражает благородную заботу об адресате своей любви: «Но пусть она вас больше не тревожит; // Я не хочу печалить вас ничем». Однако, аллитерация на «ч» свидетельствует о необычайной горечи и печали. Состояние внутреннего мира лирического героя чрезвычайно сложное, в нем сливаются жажда счастья и мрачная тоска.
Во второй смысловой части текста лирическое чувство героя выражено с особенной остротой. Это создается и синтаксическим параллелизмом: «То робостью, то ревностью...» – «...Так искренно, так нежно...», и множественной однородностью: «...безмолвно, безнадежно...», и удачной рифмой: «безнадежно» – «так нежно», и интонационным рисунком. Любовное чувство было ярким и мучительным одновременно: он любил сильно, но сдержан- но, не надеясь на взаимность – «безмолвно, безнадежно»; чувствовал себя то неуверенным, то требовательным – «то робостью, то ревностью». Такое чувство похоже на со- стояние душевной бури, эмоциональной стихии. Отрицательная форма – «угасла не совсем», «не тревожит», «не хочу» подтверждает желание не омрачить жизнь адресату.
Во второй смысловой части текста лирическое чувство героя выражено с особенной остротой. Это создается и синтаксическим параллелизмом: «То робостью, то ревностью...» – «...Так искренно, так нежно...», и множественной однородностью: «...безмолвно, безнадежно...», и удачной рифмой: «безнадежно» – «так нежно», и интонационным рисунком. Любовное чувство было ярким и мучительным одновременно: он любил сильно, но сдержан- но, не надеясь на взаимность – «безмолвно, безнадежно»; чувствовал себя то неуверенным, то требовательным – «то робостью, то ревностью». Такое чувство похоже на со- стояние душевной бури, эмоциональной стихии. Отрицательная форма – «угасла не совсем», «не тревожит», «не хочу» подтверждает желание не омрачить жизнь адресату.
Последняя смысловая часть стихотворения лишена яр- кой выразительности, ее заменяет предельная искренность: «любил так искренно, так нежно», которую можно считать просветленным завершением лирического переживания. В последнем стихе: «Как дай вам бог любимой быть другим» – содержится и пожелание счастья и уверенность, что никто более такой любовью «вас» любить не будет. И еще, здесь можно увидеть, если брать во внимание общий контекст пушкинской лирики, то, что поэт ценил больше, чем любовь. Свободу и право выбора. Поэт (лирический герой) оставляет женщине право самостоятельно делать выбор, решать свою судьбу. Это по-настоящему благородно. В финале стихотворения любовная тема сливается с темой человеческой свободы, в чем и состоит сила воздействия на читателя пушкинской гармонии и пушкинской гуманности.
Размер данного стихотворения – пятистопный ямб.
Автор анализа: Безруков Андрей Николаевич ("Введение в литературоведение")
Комментариев 0