Анализ стихотворения А. Фета «Шепот, робкое дыханье...»
Образец анализа стихотворения А. Фета "Шепот, робкое дыханье".
Этот поэтический текст невелик по объему. Графически он представлен тремя четверостишиями. Всего 12 строчек. Тема стихотворения (а его жанр лирический) – тема природы. Но это не совсем пейзажная лирика. За картинами природы отчетливо виден человек (точнее влюбленная пара), поэтому можно говорить о теме любви. Лучше сказать, что в этом стихотворении воссоздано психологическое восприятие природы влюбленным человеком.
Основными признаками стиха являются здесь рифма, ритм и метр. Рифме в этом тексте принадлежит организующая функция. Рифма – перекрестная, чередуются мужские и женские рифмы (1-3 – женская, 2-4 – мужская). Рифмы в основном простые (розы – слезы, соловья – ручья), есть и сложные (ночные тени – изменений). Размер стихотворения – четырехстопный хорей.
Поэтический язык стихотворения включает слова общеупотребительной лексики, особых лексических ресурсов нет, нет неологизмов, нет диалектизмов, нет провинциализмов. В основном использована прямая номинация – изображение с помощью называния. В стихотворение входят 36 слов. Из них существительных – 23, прилагательных – 7, союзов – 4 (причем однотипный «И»), предлогов – 2. В основном употребленные слова относятся к нейтральной лексике, но встречается и высокая лексика (лобзанье). Однако и нейтральная лексика воспринимается как высокая за счет определений-эпитетов (дыханье – это одно, а робкое дыханье – это уже совсем другое, или ручей – и сонный ручей).
Редким прилагательным (эпитетам) принадлежит в стихотворении особая роль (эстетическая). Изображенная существительными картина была бы далеко неполной без прилагательных (эпитетов). В тексте нет ни единого глагола и, тем не менее, изображенное не статично, наблюдается динамика, движение (а лучше сказать, внутренняя жизнь природы). Изображенная картина представлена зрительными (серебро сонного ручья, ночной свет, янтарный и пурпурный отблеск туч) и звуковыми образами (соловьиные трели, еле слышное течение ручья). Особенной динамикой наполнена вторая строфа – движение теней, изменяющееся в этих тенях милое лицо. Появление человеческого лица очень оживляет картину, привносит в нее психологический ракурс, добавляет к изображенной картине эмоциональный тон (мягкость, нежность, очарование).
Поэтический синтаксис ярко индивидуален. Стихотворение состоит из одного сложного предложения. Оно включает в себя 10 простых, назывных предложений, соединенных бессоюзной связью, но в строфе присутствует трижды союз «и». Это говорит о нарастании лирического волнения. Предложение заканчивается восклицательным знаком и многоточием, что, в свою очередь, свидетельствует о пике эмоционального чувства (повтор ... заря, заря) и его развитии. В синтаксисе поэтической речи можно отметить параллелизм (упорядоченные в синтаксическом отношении звенья), и некоторые признаки антитезы (трели соловья – сонный ручей, свет – тени, лобзания – слезы).
Среди тропов встречаются метафоры (серебро ручья, пурпур розы), эпитеты, придающие стихотворению эмоциональную насыщенность (робкое дыханье, сонный ручей, волшебное изменение; милое лицо, ночные тени, дымные тучки...).
Звуковая организация речи – гармоничное сочетание гласных и согласных звуков. В этом тексте наблюдается эвфония, то есть благозвучие. Гласных звуков – 78, звук «О» встречается 20 раз, «Е» встречается 17 раз, «И» – 8, «А» – 9 раз. «О» определяющий, содержательный звук придает стихотворению особую выразительность. Особенно много этого звука в первой строфе, где можно наблюдать явление ассонанса. Во второй строфе обнаруживается аллитерация (повтор согласных «Ч», «Л», «Ц»). Кроме того, встречается аналепсис – повтор рядом стоящих слов (тени, тени – заря, заря).
В целом стихотворение являет собой законченную поэтическую систему, характерно организованную и эмоционально возвышенную. Наличие нескольких вариантов текста свидетельствует о тщательной работе автора, о внимательном и требовательном обращении его к лексическому материалу.
Автор анализа:Безруков Андрей Николаевич (Введение в литературоведение)
Этот поэтический текст невелик по объему. Графически он представлен тремя четверостишиями. Всего 12 строчек. Тема стихотворения (а его жанр лирический) – тема природы. Но это не совсем пейзажная лирика. За картинами природы отчетливо виден человек (точнее влюбленная пара), поэтому можно говорить о теме любви. Лучше сказать, что в этом стихотворении воссоздано психологическое восприятие природы влюбленным человеком.
Основными признаками стиха являются здесь рифма, ритм и метр. Рифме в этом тексте принадлежит организующая функция. Рифма – перекрестная, чередуются мужские и женские рифмы (1-3 – женская, 2-4 – мужская). Рифмы в основном простые (розы – слезы, соловья – ручья), есть и сложные (ночные тени – изменений). Размер стихотворения – четырехстопный хорей.
Поэтический язык стихотворения включает слова общеупотребительной лексики, особых лексических ресурсов нет, нет неологизмов, нет диалектизмов, нет провинциализмов. В основном использована прямая номинация – изображение с помощью называния. В стихотворение входят 36 слов. Из них существительных – 23, прилагательных – 7, союзов – 4 (причем однотипный «И»), предлогов – 2. В основном употребленные слова относятся к нейтральной лексике, но встречается и высокая лексика (лобзанье). Однако и нейтральная лексика воспринимается как высокая за счет определений-эпитетов (дыханье – это одно, а робкое дыханье – это уже совсем другое, или ручей – и сонный ручей).
Редким прилагательным (эпитетам) принадлежит в стихотворении особая роль (эстетическая). Изображенная существительными картина была бы далеко неполной без прилагательных (эпитетов). В тексте нет ни единого глагола и, тем не менее, изображенное не статично, наблюдается динамика, движение (а лучше сказать, внутренняя жизнь природы). Изображенная картина представлена зрительными (серебро сонного ручья, ночной свет, янтарный и пурпурный отблеск туч) и звуковыми образами (соловьиные трели, еле слышное течение ручья). Особенной динамикой наполнена вторая строфа – движение теней, изменяющееся в этих тенях милое лицо. Появление человеческого лица очень оживляет картину, привносит в нее психологический ракурс, добавляет к изображенной картине эмоциональный тон (мягкость, нежность, очарование).
Поэтический синтаксис ярко индивидуален. Стихотворение состоит из одного сложного предложения. Оно включает в себя 10 простых, назывных предложений, соединенных бессоюзной связью, но в строфе присутствует трижды союз «и». Это говорит о нарастании лирического волнения. Предложение заканчивается восклицательным знаком и многоточием, что, в свою очередь, свидетельствует о пике эмоционального чувства (повтор ... заря, заря) и его развитии. В синтаксисе поэтической речи можно отметить параллелизм (упорядоченные в синтаксическом отношении звенья), и некоторые признаки антитезы (трели соловья – сонный ручей, свет – тени, лобзания – слезы).
Среди тропов встречаются метафоры (серебро ручья, пурпур розы), эпитеты, придающие стихотворению эмоциональную насыщенность (робкое дыханье, сонный ручей, волшебное изменение; милое лицо, ночные тени, дымные тучки...).
Звуковая организация речи – гармоничное сочетание гласных и согласных звуков. В этом тексте наблюдается эвфония, то есть благозвучие. Гласных звуков – 78, звук «О» встречается 20 раз, «Е» встречается 17 раз, «И» – 8, «А» – 9 раз. «О» определяющий, содержательный звук придает стихотворению особую выразительность. Особенно много этого звука в первой строфе, где можно наблюдать явление ассонанса. Во второй строфе обнаруживается аллитерация (повтор согласных «Ч», «Л», «Ц»). Кроме того, встречается аналепсис – повтор рядом стоящих слов (тени, тени – заря, заря).
В целом стихотворение являет собой законченную поэтическую систему, характерно организованную и эмоционально возвышенную. Наличие нескольких вариантов текста свидетельствует о тщательной работе автора, о внимательном и требовательном обращении его к лексическому материалу.
Автор анализа:Безруков Андрей Николаевич (Введение в литературоведение)
Комментариев 0