Сжатые изложения ОГЭ 2023

Сжатое изложение по тексту Аксеновой: "Человек соприкасается с искусством каждый день" 

Искусство окружает нас повсюду - от зданий и интерьеров до одежды и ювелирных украшений. Однако не все произведения являются шедеврами. 

Отличить истинное искусство от ремесленных изделий сложно. Нет рецепта для создания подлинного произведения искусства, но можно развить способность ценить прекрасное. 

Искусство – это форма познания мира. Однако методы искусства не похожи на научные. Художники могут искажать пропорции тела или сжимать человеческую жизнь в кинофильме, чтобы привлечь внимание зрителя к главному. Иногда искусство способно изменить людей, затрагивая их внутренний мир и вдохновляя на творчество. Смысл жизни может стать совершенно другим благодаря искусству. Может быть, это и есть главное предназначение искусства – позволить человеку познать самого себя. (103 слова)

(По М. Д. Аксёновой)


Сжатое изложение по тексту Ильина: "Чтобы оценить доброту и понять ее значение..." 

Чтобы оценить доброту, нужно самому познать ее, почувствовать, как она овладевает сердцем. Доброта приходит как дар, не из обязанности или долга. 

Чужая доброта вызывает предчувствие чего-то большего и приносит тепло, которое откликается в сердце ответным движением. Когда человек испытывает доброту, он не может не ответить тем же.

Это великое счастье – почувствовать в своём сердце огонь доброты. В этот момент человек находит в себе лучшее, забывается "я", исчезает чужое, потому что оно становится «моим» и «мною». В душе не остается места для вражды и ненависти, человек открыт творчеству. 

Когда мы смотрим в глаза истинно доброго человека, то видим свет, который может утешить и успокоить. В добрых глазах нет подозрительности и жестокости, в них – ласковое сияние, напоминающее свет из окна родного дома. Это утешает, успокаивает и облегчает душу. (126 слов)

(По И.А. Ильину) 


Сжатое изложение по тексту Лихачева: "Самая большая ценность народа – его язык" 

Язык – главная ценность народа. Через него проходит вся сознательная жизнь человека. Эмоции и ощущения только окрашивают мысли, но все наши мысли формулируются языком. 

Человека можно понять, прислушавшись к его речи. Язык является точным показателем его качеств и культуры. 

Каждый человек использует язык своего народа, который отражает его характер и отношение к миру. Русский язык отражает внутреннее разнообразие и противоречивость национального характера. История слов и выражений, фразеологизмы и литература помогают понять язык и народ. Язык, лишенный истории, станет песком во рту. (80 слов)

(По Д.С. Лихачеву)


Сжатое изложение по тексту Паустовского: "Андерсен считал свою жизнь прекрасной" 

Андерсен в силу детской жизнерадостности считал свою жизнь прекрасной. Такое отношение к жизни говорит о внутреннем богатстве человека. Андерсен не тревожился о житейских неудачах, наслаждаясь поэзией жизни. 

Но действительность не была милостива. Было много огорчений и обид, особенно в начале, когда он был беден и неизвестен. Над ним смеялись, на него клеветали, потому что он был сыном сапожника. Но он не разочаровался в жизни, поставив творчество выше материального. 

Его жизненный путь был сложен, но он видел красоту в мелочах - свечение шиповника в ночи, шепот старого пня. Жизнь Андерсена не была легкой, но она была наполнена смыслом и красотой. (99 слов)

(По. К. Г. Паустовскому)


Сжатое изложение по тексту Лихачева: "Книга – великий хранитель и двигатель человеческой культуры" 

Книга – великий хранитель и двигатель человеческой культуры, источник мудрости. Читатель имеет полный контроль над текстом: может читать быстро или медленно, поверхностно или внимательно, может возвращаться к уже прочитанному месту или заглянуть в конец книги. Поэтому читатель свободнее телезрителя.

Телевидение становится проблемой, когда оно отнимает у человека свободу, которую дает книга, и когда зритель пассивно подчиняется визуальным и звуковым впечатлениям. Однако телевидение может быть благом, когда показывает что-то, что мы нигде не могли увидеть, и позволяет совершить виртуальное путешествие.

Человек должен быть внутренне свободен, а для этого он должен уметь сам оценивать окружающее и быть образован. Вот ему может помочь книга. Важно не только видеть и слышать, но и думать, воспринимать мир разумом, что требует времени и тишины для самостоятельных размышлений. (120 слов)

(По Д.С. Лихачеву)


Сжатое изложение по тексту Солоухина: "В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты" 

Чтобы постичь красоту, нужно уметь любоваться природой. Если показать человеку море, а через минуту увести его, то он ничего не почувствует. Однако если человек просидит на берегу несколько часов или дней, то человек сможет получить много эмоций.

На море, как на огонь или водопад, можно смотреть часами. Красота природы облагораживает, исцеляет, оставляет след в душе человека. Однако вы не получите радость, если будете наблюдать за этой красотой из окна поезда.

Каждый раз, когда я видел что-то прекрасное, я испытывал досаду, потому что не знал, что делать, как себя вести. Но потом я понял: нужно остановиться и смотреть, любоваться, не думая о времени, без суеты. Только тогда красота принесет тебе радость, станет собеседником, с которым возможен глубокий духовный контакт. (118 слов)

(По В.А. Солоухину)


Сжатое изложение по тексту Кунина "Необычной была дружба этих двух людей..." 

Дружба между А.С. Пушкиным и И.И. Пущиным была необычной. Шесть лет они учились вместе в Царскосельском лицее, потом изредка виделись в Петербурге у общих знакомых. Единственный день, проведенный вместе,  – 11 января 1825 г., когда Пущин посетил Пушкина, который был в ссылке в Михайловском. Больше они не виделись, потому что много лет Пущин-декабрист провёл в тюрьме и на каторге. Но дружба не слабела и многие стихотворения Пушкин посвятил другу.

После смерти Пушкина Пущин продолжить хранить верность старой дружбе: добывал не известные ему прежде стихи великого поэта, письма, прозу и как будто во второй раз узнавал лицейского товарища.

Друзья сильно повлияли друг на друга. Большой Жанно (так называли Пущина в лицее) не раз успокаивал темпераментного друга, никогда не боялся сказать ему правду. В свою очередь огромный талант, глубокий ум, острота чувств и доброе сердце Пушкина покорили Пущина навсегда. (136 слов)

(По В.В. Кунину)



Сжатое изложение по тексту Лихачева "Лучше всего проявляет свою воспитанность..." 

Воспитанность человека, его интеллигентность, логичность мышления можно увидеть в споре. 

Умный и вежливый спорщик внимательно слушает противника, задает ему дополнительные вопросы, переспрашивает. Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, то обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством. 

Если человек может признать правоту оппонента, он завоевывает уважение окружающих, заставляет противника смягчить крайности своей позиции. Однако уступать следует не для того, чтобы понравиться. Нужно уступать с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих убеждений, или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не оскорбляя противника.

Следить за спором между умными противниками - большое интеллектуальное удовольствие. (102 слова)

(По Д.С. Лихачеву)



Сжатое изложение по тексту Гранина "Хороших книг о школе написано немало..." 

О школе написано много хороших книг. Однако интересно мне одно: какое влияние, кроме знаний, на характер человека оказывает учитель, класс. Ведь у каждого человека свои воспоминания о школе. Кто-то помнит хорошее, что-то плохое, какие-то учителя и одноклассники забываются, какие-то остаются в памяти навсегда. Не всегда этот факт можно объяснить степенью дружбы, причины более глубокие, сложные.

Кроме талантливых учителей, есть и любимые. Любовь можно заслужить без педагогических способностей. Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно.

Наша любовь к учителям различна. Так, я полюбили физику не из-за известного профессора, который блестяще ставил опыты, а раньше, благодаря молоденькой учительнице Ксении Евгеньевне. Несмотря на ее несовершенства, мы любили ее за то, что она нас любила и проводила интересные уроки, не стыдясь своих ошибок. (120 слов)

(По Д.А. Гранину)


Сжатое изложение по тексту Ильина "Каждый писатель тревожится о том..." 

Каждый писатель беспокоится о том, как его книгу прочтут и поймут. Взаимное духовное взаимодействие с читателями имеет большое значение. 

Когда мы беремся за книгу, перед нами появляются чувства, идеи и образы, зашифрованные в тексте. Мы должны расшифровать их, чтобы воссоздать в себе созданное автором, чтобы книга не прошла мимо.

Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному, но это не так. Ведь настоящий читатель отдаёт книге все своё внимание, все свои душевные способности, которые необходимы для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к механическому соединению слов. Человек должен захотеть понять автора.

Чтение побеждает одиночество, разлуку, время и расстояние, помогает чувствовать связь с другими людьми, постигать сущность мира. Читать – значит искать и находить скрытый писателем духовный клад. Это творческий процесс, потому что воспроизводить – значит творить. (124 слова)

(По И.А. Ильину)


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0