Что такое настоящее искусство? Определение понятия искусство для сочинения.

Определение понятия "НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВОдля сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе на тему: Как Вы понимаете значение словосочетания ИСКУССТВО (НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО)? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему Каковы признаки настоящего искусства? В чем ценность настоящего искусства? Что дает людям настоящее искусство? Почему необходимо ценить произведения искусства? Для чего людям нужны произведения искусства? 

Что такое искусство? Искусство - это...

  • Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 
  • Отрасль творческой художественной деятельности. 
  • Совершенное владение каким-н. делом, профессией, ремеслом.
  • Это процесс и результат творческой деятельности особо одарённых в эстетическом плане профессионалов.

Относя к искусству музыку, живопись, скульптуру, литературу, кино, театр, архитектуру, вы,  безусловно, правы. Но не сможете не отметить, что искусство — совсем не сумма названного вами. Вряд ли кто скажет, будто искусство — это живопись плюс скульптура, плюс литература, плюс театр и т. д. Наоборот, вы отметите нечто иное, заключенное не в средствах образной выразительности, характерных для разных видов искусства, а в особом отношении к действительности, особом видении жизни, особом способе воздействия на человека. «Особое»— важное слово в разговоре об искусстве.

Сравните вашу радость по какому-либо случаю или печаль, когда- либо охватывавшую вас, с чувством радости или печали, нахлынувшим от музыки, допустим от оды «К радости» Бетховена или «Лакримозы» в «Реквиеме» Моцарта. Вы сразу скажете, что эмоции, вызванные музыкой, хоть и родственны обычным, жизненным, но не сводятся к ним. Возьмем другой пример. Представьте себе свое отношение к дождю, вернее, к дождям. Вы вспомните надоедливый, унылый осенний дождь, шумный июльский ливень, переменчивый, прозрачный дождь весны. К каждому у вас свое отношение, каждый вызывает определенное настроение. Сравните его с настроением четверостишья из стихотворения 

«Дождь» Федерико Гарсиа Лорки:

О мой дождь молчаливый, без ветров, без ненастья,
дождь спокойный, кроткий, колокольчик убогий,
дождь хороший и мирный, только ты — настоящий,
ты с любовью и скорбью окропляешь дороги! 

Образ дождя тонко, печально и проникновенно показывает переживания поэта, настраивает читателя на волну его глубоких чувствований, более широких, более значительных, чем обычные — от обычного восприятия дождя. И музыка Бетховена и Моцарта, и стихи Лорки пробудили в вас особые — художественные — эмоции. 

Не случайно эмоции, вызванные произведениями искусства, называют умными эмоциями. Они передают и подчеркивают то, что похоже, сходно для переживания многих, отражают не личный опыт, а вмещают опыт многих, наполняясь социальным смыслом. 

Художественные эмоции — эмоции, как бы рожденные дважды: первый раз, когда они переживались художником, поэтом, композитором, второй, когда воспринимались зрителем, читателем, слушателем. Напряженная работа ума и сердца создателя произведения, вызывая напряженную работу ума и сердца воспринимающего творение, наполнена особым содержанием. Каждый человек, преломляя эмоции автора в силу своей индивидуальности по-своему, превращает художественные эмоции в собственные переживания, вкладывает в них собственный жизненный опыт. Этим объясняется, что у каждого человека свой Пушкин и свой Лермонтов, свой Чайковский и свой Брамс, свой Рембрандт и свой Ван Гог. Этим объясняется и меняющееся отношение одного и того же человека к произведениям искусства в разном возрасте: с годами больше узнается жизнь, расширяются ее границы, углубляется ее восприятие, накапливается опыт, и в произведении искусства взрослый видит и находит то, чего он не мог найти, разглядеть раньше. 

Особенность художественных эмоций еще в одном. Какие бы горестные переживания ни вызывало у нас произведение искусства, какие бы тяжелые душевные потрясения мы ни испытывали,— переплавленные в нашем сознании, они доставляют эстетическое наслаждение.

Искусство, сфокусировав все многообразие действительности, вбирает в себя все сферы жизни, все формы отношения человека с обществом, с природой, с самим собой. Изучая, рассматривая, показывая человека специфическими средствами — в художественных образах, искусство выполняет сразу три функции: является особой формой познания, эстетическим сознанием общества, важным средством духовного воспитания.

Искусство отражает жизнь. Поэтому каждый из нас, вглядываясь в зеркало искусства, заглядывает и в самого себя: стараясь понять героев произведений искусства, мы стремимся объяснить себе себя.

Наше время, нашу жизнь отличают и динамизм, и сложность, и стремление к совершенствованию. А чем сложнее мир, тем тоньше и богаче должен быть человек духовно. Искусство щедро раскрывает перед вами сокровища, накопленные человечеством. В своем стремлении к самосовершенствованию вы не раз будете обращаться к бесценному богатству красоты, опыта, мудрости искусства. Ведь, говоря словами великого педагога Яна Коменского, «изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными», а постижение прекрасного делает красивыми в душевных движениях, заставляет искать гармонию в себе и людях, воспитывает в нас чувство постижения красоты. 

История возникновения и развития искусства

В древнейшие времена, когда человек лишь начал сознавать себя чем-то отличным от природы, зародилась уникальная форма творческой деятельности — искусство. И уже тогда люди стали ощущать, что в искусстве есть тайна, нечто невысказанное, неуловимое, но влекущее к себе человека. Именно поэтому наши предки чувствовали родство между искусством и религией.

Искусство быстро стало одним из главных компонентов культуры, и в этом не последнюю роль сыграла его красота. Однако оно выполняло в жизни людей не только художественные функции. Мощную действенную силу искусства использовали в самых разных целях: религиозных, политических, терапевтических, гносеологических, этических и др. И такая многофункциональность долгое время не позволяла более или менее чётко определить, что же это за явление — искусство.

В античности и Средневековье искусством именовали любую искусную деятельность человека, включая многие ремёсла (ткачество, судостроение и др.), науки (астрономия, математика, медицина) и большинство из того, что мы сегодня относим к собственно искусству (поэзия, красноречие, музыка, живопись, архитектура). Но ценились данные виды деятельности неодинаково. В античном мире искусства делили в основном по характеру труда, в них вложенного. Требовавшие физических усилий называли механическими, служебными или «вульгарными» искусствами (свободным гражданам было зазорно заниматься ими как низкими). Наравне с ремёслами к ним причисляли скульптуру, архитектуру и живопись, хотя уже тогда люди понимали, что эти занятия чем-то значительно более ценны и почётны, чем обычные ремёсла.

Вся духовно-интеллектуальная деятельность относилась к «свободным искусствам». Здесь в одном ряду стояли и научные дисциплины (грамматика, арифметика, геометрия, диалектика и др.), и теория словесных искусств (наука красноречия, поэтика), и «мусика» — теория музыки и стихосложения. Хорошо развитые в эпоху античности музыка, театр и танец находились в теоретически не определённом пространстве. Аристотель, например, рассматривал законы трагедии в своей «Поэтике». Он же связал классификацию искусств с принципом мимесиса (подражание), отмечая, что одни искусства подражают уже существующим в природе вещам, а другие создают новые, в природе не существующие.

Только в XVIII столетии, когда появилась эстетика, был наконец чётко выделен класс искусств, который мы сегодня обозначаем понятием «искусство». Честь формального закрепления в науке этого класса принадлежит французскому мыслителю Шарлю Батё. В специальном исследовании «Изящные искусства, сведённые к единому принципу» (1746 г.) он развил и конкретизировал одну из античных классификаций искусства. Батё разделял все искусства по принципу цели на
1) утилитарные — технические искусства твия («они могли родиться только на лоне радости, изобилия и спокойствия, их называют изящными искусствами в ;подлинном смысле этого слова — это музыка, поэзия, живопись, скульптура, искусство движения или танца»); искусства, которые приносят и пользу, и удовольствие.
К последним Батё вслед за древними относил ораторское искусство и архитектуру. С того времени в европейской культуре термином «искусство» начали называть именно «изящные искусства» — основанные на принципе мимесиса, ориентированные на прекрасное и возвышенное, доставляющие эстетическое наслаждение. Позже сюда добавили и художественную литературу — беллетристику (фр. belles lettres).

Много внимания уделяли проблемам искусства немецкие философы. Иммануил Кант определял общий класс «изящных искусств» как «игру, т. е. как занятие, которое приятно само по себе». Единственную цель этих искусств он видел в «чувстве удовольствия». Назвав такие искусства «эстетическими», философ разделил их на «приятные» и собственно «изящные». «В первом случае цель искусства в том, чтобы удовольствие сопутствовало представлениям только как ощущениям, во втором — чтобы оно сопутствовало им как видам познания». Речь у Канта идёт о специфическом познании, когда человек целиком и сразу получает особые знания, превышающие рассудочное понимание, не поддающиеся словесному выражению, но хорошо ощущаемые духом. Суть данного познания философ связывал с «чувством свободы в игре наших познавательных способностей». Передать такое особое знание может только творческая активность гения.
Поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте называл искусство произведением человеческого духа, подражающего в своей деятельности природе, и в этом смысле — произведением природы. Благодаря тому что рассеянные в природе предметы гармонизированы в искусстве духом художника, «даже низменнейшие из них приобретают высшее значение и достоинство»; следовательно, художественное творение, полагал Гёте, несомненно «выше природы». Художник одновременно и раб природы, ибо вынужден действовать земными средствами, чтобы быть понятым, и её господин, поскольку заставляет эти средства «служить своим высшим намерениям». Столь же высоко ценил искусство и немецкий поэт Иоганн Фридрих Шиллер. Он напрямую связывал его с красотой и игрой, считая искусство важнейшим компонентом «эстетического государства» будущего.

Данное определение универсально, поскольку основные входящие в него понятия не ограничены одним конкретным смыслом.

Искусство является носителем особых форм знания: мифологического, исторического, религиозного, научного, политического и т. п. Создаёт новые (иные) миры, в которые зритель или читатель погружается, реально переживая изображённые события. Вводит человека в область идеального бытия, к которому тот внесознательно стремится. Помогает компенсировать (пережить) многое из того, что не удаётся осуществить в обычной жизни. Музыка, литература, живопись активно воздействуют на внутренний мир людей, обогащая знаниями, переживаниями, положительными эмоциями, очищают душу и разум, наполняют творческой энергией. Без искусства не обходится ни один человек. Каждый находит в нём что-то своё, очень важное, личное, интимное, то, что трудно выразить словами и без чего жизнь оказывается неполной, незавершённой.

Только в искусстве творческие способности раскрываются наиболее свободно и полно. Однако сам процесс создания произведений искусства, его психические, душевные и духовные механизмы до сих пор скрыты от. Ни сам творец, ни учёные пока не способны внятно объяснить, что же происходит во внутреннем мире человека в момент творчества. Ясно одно: настоящий художник не может не творить, искусство для него — муки и постоянные сомнения, но одновременно и высочайшая радость. А в результате этого таинственного процесса рождается произведение, которое пробуждает творческие процессы уже во внутреннем мире зрителей, читателей, слушателей.

Художник ощущает почти мистический трепет, когда создаёт нечто, никогда ещё не бывшее в мире, новый квант бытия. Воспринимая его творение, мы чувствуем: за красками, словами, звуками, образами таится что-то глубокое и значительное. Оно почти магически не отпускает нас и всегда остаётся сокрытым от разума, сознания. И тем не менее это что-то обогащает человека, активизирует его творческие способности. По своей сути искусство — универсальный способ конкретно-чувственного выражения духовного опыта (прежде всего, эстетического), который не поддаётся словесному описанию.


Настоящее искусство, принципы искусства, вымысел и воображение

Важнейший творческий принцип — вымысел. На первый взгляд он противоречит другому древнейшему принципу искусства — мимесису. Однако это противоречие только внешнее. Собственно, мимесис, как художественное подражание, сам опирается на вымысел.

Он невозможен без воображения. В искусстве подобное конструирование осуществляется не произвольно, а по определённым законам, которые требуют создания внутренне правдоподобных (реально переживаемых), убедительных образов, вводящих человека в пространство эстетического опыта. Не случайно А. С. Пушкин написал: «Над вымыслом слезами обольюсь». Истинное произведение искусства не менее, а может быть, и более активно, чем реальная жизнь, воздействует на эмоциональный мир людей.

Практически всё искусство основывается на художественном вымысле. Только представители натурализма (XIX в.) стремились следовать принципу подражания видимой действительности буквально: создавать почти фотографические копии или документальные описания реальных событий, предметов, персонажей. В живописи наиболее талантливым натуралистом был Иван Шишкин, в литературе — французский писатель и теоретик направления Эмиль Золя. Однако художественно-эстетический потенциал произведений этих художников невысок, и именно потому, что они стремились изгнать из своего творчества любые элементы вымысла, творческого воображения.

В реалистическом искусстве вымысел — основа творческого метода. Художник и писатель используют конкретные факты, непосредственно взятые из жизни, очень ограниченно. Замысел, сюжет, тема, композиция, персонажи произведения, как правило, плод художественного вымысла. Но в реализме активно используется материал реальной действительности; классицизм, романтизм, символизм обращаются с ним более свободно, а многие направления авангарда и модерна XX в. вообще уходят от каких- либо воспоминаний о действительности.

Ценность настоящего искусства заключается в том, что мы фактически не замечаем вымысла. И всё же именно благодаря вымыслу оно расширяет горизонты обычной жизни человека, открывает те её стороны, на которых чаще всего не останавливается внимание, выводит в иные измерения и миры.

Предназначение искусства, призванного, по словам Бетховена, «огонь из сердец высекать», в его стремлении возвеличить нравственные идеалы, в желании показать, как важно и обязательно совершенствование чувств, мыслей, деяний. Обращенное к человеку, оно всегда выводит его из мира художественных образов в реальный мир, обогащенный осмыслением, переживанием, познанием.

Искусство как бы помогает человеку преодолеть «однократность» своей жизни, добавляет к его собственной судьбе опыт судеб человеческих, пришедших из произведений, которые он вобрал в себя.

Искусство приобщает каждого конкретного человека к этому величайшему опыту. Оно заставляет оценивать себя и людей, применяя это богатство. Учит переживать то, что было откровением, открытием в духовной жизни человеческой. Именно так искусство влияет на становление личности, развитие ее индивидуальных задатков.

Искусство дает каждому бесценное преимущество: видеть жизнь с высот человеческой культуры, видеть яснее, четче, полнее, вернее. Но какую часть из этой сокровищницы включите вы в свою жизнь — вопрос серьезный. Здесь есть над чем задуматься.

Если кто-либо «сведет» искусство к развлечению в часы досуга, он возьмет лишь частичку от грандиозного целого. Он лишит себя самого богатого, самого прекрасного, самого ценного, самого содержательного, что накоплено искусством. 


Настоящее искусство: примеры, цитаты, аргументы.


Известные люди об искусстве

«Право же, если бы весь смысл искусства, все его предназначение сводилось только лишь к бездумному развлечению, не стоило бы оно того внимания, восхищения и любви, какие сопровождали его на протяжении всей истории; не стоило бы оно того, чтобы всю свою жизнь посвящали ему такие титаны, как Шекспир, Микеланджело, Бетховен, Лев Толстой, и те, кто шел и сегодня идет по их пути»,— писал композитор Дмитрий Кабалевский (советский композитор, дирижёр, пианист, педагог, публицист, общественный деятель)
«Понять художественное произведение — значит прежде всего почувствовать, эмоционально пережить его и на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства, через него должно идти, без него оно невозможно. Но чувствами художественное восприятие, конечно, не ограничивается»,— писал известный советский психолог Б. М. Теплов. Чувства готовят мысль для осознания идеи произведения.
Могучая ценность искусства и его объективная закономерность в страстности, с которой оно что-либо защищает или отрицает. Иначе и быть не может. Почему? «Жизнь — движение, борьба, а искусство — орган умственного движения и борьбы; значит, цель его не просто отражать, а отражать, отрицая или благословляя»—так отвечал на этот вопрос В. Г. Короленко.
«Искусство ставит своей целью преувеличивать хорошее, чтоб оно стало еще лучше, преувеличивать плохое — враждебное человеку, уродующее его,— чтоб оно возбуждало отвращение, зажигало волю уничтожать постыдные мерзости жизни, созданные пошлым, жадным мещанством. В основе своей искусство есть борьба за или против, равнодушного искусства нет и не может быть, ибо человек не фотографический аппарат, он не «фиксирует» действительность, а или утверждает, или изменяет ее, разрушает»—так считал М. Горький.
Искусство «всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит жизнь» (Борис Пастернак)

Искусство — перелагатель неизрекаемого; поэтому глупостью кажется попытка вновь перелагать его словами. И всё же когда мы стараемся это делать, разум наш стяжает столько прибьии, что это с лихвой восполняет затраченное состояние (Иоганн Вольфганг Гёте).

Творчество художественное лучше всего раскрывает сущность творческого акта. Искусство есть сфера творческая по преимуществу. Принято даже называть художественным творческий элемент во всех сферах активности духа. Ярко творческое отношение к науке, к философии, общественной жизни, морали считают художественным. ...Чаяния творческой эпохи — чаяния эпохи художественной, в которой художество будет главенствовать в жизни. Художник всегда творец. (Николай Бердяев)


Пример 1. Г. Успенский "Выпрямила"

У Глеба Успенского есть рассказ «Выпрямила». Автор описывает, как встреча разочарованного человека, сельского учителя, потерявшего цель и смысл жизни, с великим творением искусства — Венерой Милосской — заставила по-новому увидеть человека:
«Ему (творцу статуи.—В. П.) нужно было и людям своего времени, и всем векам, и всем народам вековечно и нерушимо запечатлеть в сердцах и умах огромную красоту человеческого существа, ознакомить человека— мужчину, женщину, ребенка, старика — с ощущением счастия быть человеком, показать всем нам и обрадовать нас видимой для всех нас возможностью быть прекрасными — вот какая огромная цель владела его душой и руководила рукой».
Обратите внимание: произведение искусства у Г. Успенского воздействует на ум, сердце, пробуждает радость. То есть союз трех начал человеческих: разум, чувство, нравственную оценку — вот что воплощает в себе искусство, вот чем оно живо, вот что оно дарит людям. 

Пример 2. Картина "Слепые" Питера Брейгеля

У Питера Брейгеля есть картина «Слепые». На полотне — люди, медленно, на ощупь бредущие друг за другом. Каждый держится за плечо идущего впереди. Самый первый споткнулся. Он падает и тянет за собой в пропасть остальных. Запечатлено то страшное мгновение, когда вот-вот все слепые упадут — это неизбежно.
Трагическая, страдающая жизнь стала предметом изображения. Но увидеть в группе слепых только тяжелую бытовую сцену — не понять произведения. Его идея несравненно шире, значительнее. Брейгель, живший в XVI веке, в неспокойное время бесконечных религиозных распрей и жестоких войн, в «Слепых» дал символ незрячего народа, не знающего, куда он идет. Художник создал обобщенный образ, призывающий оглядеться, опомниться, задуматься. 

Пример 3. "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Вспомните градоначальника Органчика из «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Созданный воображением писателя, он наделен способностью только к двум восклицаниям: «Не потерплю!» и «Разорю!». Фантастический, неправдоподобный образ, не так ли? Однако он дал возможность автору в сатирической форме показать абсурдность бюрократической власти, бесчеловечность господствующих порядков и администрации царской России. Через решение эстетической задачи Салтыков-Щедрин показал свое резкое, обличительное отношение к существовавшему общественному строю, сказал, против чего он выступает. 

Пример 4. Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту"

Встречи с искусством сильны тем, что они делают человека лучше. И если человек не научит себя брать от искусства его мудрость, доброту, красоту, он утратит многое. И нет гарантии, что не проглядит чего-то он и в действительности. Совсем не надуманным представляется вопрос, который обращает к себе кое-кто из вас: если я не различаю прекрасное в произведениях искусства, значит, я в чем-то плохо понимаю саму жизнь, значит, и в ней я могу что-то упустить по-настоящему красивое, а это должно меня тревожить.
Отребление искусства — вещь опасная. Оно приводит и к душевному оскудению личности, и к девальвации ценностных критериев искусства. Именно с потребительским отношением к нему связывают серийную продукцию так называемой «массовой культуры», угнетающее действие которой показал, например, Рэй Брэдбери в фантастической повести «451° по Фаренгейту».
Сразу же за ее названием на титуле следует пояснение: «451° по Фаренгейту— температура, при которой воспламеняется и горит бумага...» Эти градусы нужны группе власть имущих, чтобы жечь книги, отучать людей думать. Устрашающе цинично сформулировано кредо властителей этого чудовищного мира: "Не потребление искусства, а потребность в нем, потребность в высшем чувстве, материализованном образами искусства, должен воспитывать в себе каждый из вас. 

Пример 5. "Властелин колец" Дж. Толкина

Наиболее яркий и поразительный по силе воздействия на самые широкие слои читателей прошлого века пример работы художественного вымысла — роман Джона Толкина «Властелин колец». Здесь филологическая, мифологическая, историческая эрудиция автора в сплаве с художественным воображением явила крайне необходимый человечеству XXI столетия миф о значении «вечных» ценностей: Добра, Дружбы, Долга, Чести, Величия. Этот миф полностью построен на вымысле, но художественно убедителен и современен по духу. Мифология Толкина — одно из предельных выражений художественного вымысла в литературе.

Пример 6. "Война и мир" Л.Н. Толстого

Если всмотреться в реалистический роман Льва Толстого «Война и мир», то окажется, что в нём некоторые реальные исторические события и персонажи времён Отечественной войны 1812 года вымышленные. И именно это позволило автору поднять своё сочинение до уровня философски звучащей эпопеи, обобщающей огромный жизненный опыт человечества, и отнюдь не только русского народа, на конкретном этапе истории. Такова сила художественного вымысла. Именно такое произведения можно назвать подлинным произведением искусства.

Выражения со словом "искусство"

Определения (эпитеты)

Высокое, настоящее, подлинное, идейное, безыдейное, народное, самобытное, массовое, прогрессивное, передовое, реалистическое, изобразительное, декоративно-прикладное, танцевальное, хореографическое, балетное, вокальное, оперное, драматическое, сценическое, цирковое, античное, современное,  национальное ...искусство. 
Редкое, забытое, особое, большое, тонкое, трудное, сложное, поварское, военное ... искусство. 

Сочетаемость слова "искусства":

  • Искусство кого-чего: народа, страны,   реализма, романтизма, Возрождения, какой-л. эпохи, времён кого чего-л., какого-л. века, каких-л. годов ... 
  • Задача, цель, содержание, тема, вопросы, проблемы, теория, форма, произведение, значение для кого-чего-л., роль, влияние на кого-что-л., воздействие на кого-что-л., возможности, изучение, оценка, развитие, область, работник, деятель, какая-л. функция, природа, сущность, назначение, расцвет, упадок, история, понимание, род, вид, жанр ... искусства.
  • Увлечение ... искусством. Течение, направление, период,  роль кого-чего-л., отражение чего-л ... в искусстве.
  • Отношение, интерес ... к искусству.
  • Тонкости, секреты, особенности, знание ... какого-л. искусства Обучение ... какому-л. искусству. Владение, овладение ... каким-л. искусством. 

Глагольная сочетаемость слова "искусство"

  • Знать, изучать, ценить, использовать как-л., понимать, любить, совершенствовать ... искусство. Отдавать все [свои] силы, служить ... искусству. Интересоваться, заниматься, увлекаться, восхищаться ... искусством.   Владеть, овладеть, обладать, отличаться, славиться, поразить кого-л. ... искусством; 
  • В искусстве (разбираться ~, ~ отражается что-л....), К искусству (тянуться —, приобщаться ~, быть причастным — ...). На искусство (оказывать влияние ~ ...).
  • [Какое-л.] искусство отражает что-л., развивается, служит кому-чему-л. ...  Какое-л. искусство состоит в чём-л., отличается чем-л., требует чего-л. искусство кого-л. в чём-л. восхитило кого-л, поразило кого-л., произвело на кого-л. какое-л. впечатление ...

Выражения

С большим (особым ...) искусством (делать что-л. выполнять что-л. ~, управлять чем-л. — ...).
Из любви к искусству (разг. шутл.) — из любви к самому процессу дела, не с корыстной целью.
Искусство требует жертв (разг., обычно шутл.) — приходится потерпеть ради красоты.
200 аргументов ОГЭ

Комментариев 0