Сочинение по роману Гончарова "Обломов" на тему: Автор и герой.

ЧЕРТЫ АВТОРА В ОБРАЗЕ ОБЛОМОВА

Любое творение Мастера — это частица его души, частица его жизни. Мы можем лишь догадываться, насколько авторское «Я» проникает в литературный образ. Сопоставляя факты биографии писателя с сюжетом романа, мы можем приоткрыть завесу тайны, которую скрывает художественное произведение. Но не это главное. Прежде всего хотелось бы понять внутреннюю связь автора с героем романа.
В 1879 году в критических заметках «Лучше поздно, чем никогда» И. А. Гончаров писал: «Чаще всего меня видят в Обломове, любезно упрекая за мою авторскую лень и говоря, что я это лицо писал с себя».

Размеренная жизнь писателя, без бурных страстей и серьезных перемен, давала повод к нахождению такого сходства. Например, Тургенев как-то заметил, что кругозор Гончарова «ограничивается мелкими интересами», а Достоевский был убежден, что талантливый человек не может быть «с душою чиновника, без идей и с глазами вареной рыбы». Но великие ошибались. Спокойствие — это не отсутствие мыслей, а медлительность нельзя считать ограниченностью. «Я же с детства, как нервозный человек, не любил толпы, шума, новых лиц. Моей мечтой была не молчалинская, а горацианская умеренность, кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей, это впоследствии назвали во мне обломовщиной», — писал Гончаров, предвидя противоречивые оценки романа последующими поколениями. Писатель словно предугадал, что его герой (а следовательно, и авторский замысел) будет понят неоднозначно.

В произведении, и прежде всего в его центральном образе, писатель воплотил свои впечатления от жизни в Симбирске и Петербурге, а также счастливые минуты детства. Гончаров чувствовал, что борения души Обломова затронут многих (как занимали его самого), и потому мучительно искал верный тон романа, отправную точку в раскрытии сомнений и переживаний героя. Не случайно рождение произведения связано с созданием идиллической картины детских лет Ильи в «Сне Обломова». Именно там скрыт ключ к разгадке образа.

Теплые воспоминания о жизни в родительском доме воплотил Гончаров в своем герое. Даже Обломовку писатель поместил в знакомые ему места, а черты Захара, по мнению биографов, взяты у слуг гончаровского дома. Словно со страниц романа взяты слова Ивана Александровича, написанные им в очередной приезд на родину (во время создания романа): «Лежу, отдыхаю, не выходя из халата. Около меня бегают два шалуна... братнины дети». Такое же состояние испытывает Илья Ильич в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Автор наделил ее кроткой и беззаветной любовью, словно мысленно обращаясь к матери, Авдотье Матвеевне, «славной, чудесной женщине». Как бережно хранил в памяти И. А. Гончаров сердечность родного очага, так же трепетно перенесены эти ощущения в романное действие.
Влюбленность Обломова сродни той душевной буре, которую пережил сам автор. Переписка с Елизаветой Васильевной Толстой — предтеча того всплеска нежности, добра и благородства, выраженных в письме Ильи Ильича к Ольге. И вновь слова Гончарова как бы взяты со страниц романа: «Нет, не могу, не смею любить. Мне — любить? Вдруг сказать ей — я люблю!»

Способностью любить Гончаров наделил своего героя, но писатель не дал ему возможность совершить решительный поступок. Такой посту-
пок, который совершил он сам. Речь идет о кругосветном вояже, в который отправился «маркиз де Лень», как шутливо называли Ивана Александровича. Тем не менее впечатления, полученные от путешествия, мысли, рожденные вдали от родины, вошли в роман, придав ему масштабность, а образу героя всечеловеческую ценность.

Увидев красоту мира в первозданной природе, в нетронутой цивилизацией жизни людей, писатель утвердился в мысли о том, что природное начало праотцев сохраняет в человеке лучшие его качества: любовь, терпимость, благородство, честность, бескорыстие. Посетив развитые страны, он ощутил нерасторжимую связь и в то же время противоречие прошлого и настоящего. В сознании Гончарова столкнулись две «правды» — уходящей и новой жизни. На чьей стороне нравственное превосходство, писатель не решился сказать.

Потому главной темой романа «Обломов» можно считать стремление к идеалу, совершенству в жизни, в душе человека, то стремление, которое ощущал сам Гончаров и которое пытался воплотить в герое. «С той самой минуты, когда я начал писать для печати... у меня был один артистический идеал: это — изображение честной, доброй, симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охлаждающегося и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры».

В этом и заключена та внутренняя связь, что объединяет героя романа и его создателя.

Комментариев 0