Сочинение: Любовь в лирике Есенина.

Пусть сердцу вечно снится май И та, что навсегда любима.
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле,
И тебя любил я только кстати,
Заодно с другими на земле...

Тема любви в поэзии Сергея Есенина

Помню, как поразили меня эти есенинские строки: разве можно так — о любимой? И только спустя годы поняла: в словах — «заодно с другими на земле» — ничего обидного нет. Для Есенина, ощущавшего как никто другой кровную связь всего со всем, эти слова естественны. В одном из ранних стихотворений поэта любимая неотделима от природы:
С нежным соком ягоды на коже Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла.
Возлюбленная, что «была как песня и мечта», не исчезает бесследно, она растворяется в окружающем мире:
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали Запах меда от невинных рук...
( «Не бродить, не мять в кустах багряных...»)

Для лирического героя Есенина, который часто сравнивал себя с кленом, любимая — это березка:

И утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал березку...

Известно, что за свою короткую жизнь Есенин только в законный брак вступал трижды. Однолюбы, тем более среди поэтов, — явление уникальное:

Что случилось? Что со мною сталось? Каждый день я у других колен...

Но реальный человек Сергей Есенин и лирический герой его стихов — это не одно и то же лицо. Правда, сам Есенин говорил: «Пусть вся жизнь моя за песню продана...» «Песня» — главное для поэта на этой земле.


Невеселого счастья залог —
Сумасшедшее счастье поэта, —
(строки из цикла «Любовь хулигана», посвященного Августе Миклашевской)

Однажды по радио я слышала, как эта женщина, прожившая длинную жизнь (она умерла в 1977 году), на закате своих дней, оглядываясь назад, сказала, что назначение ее земной жизни было — встретить Есенина, пропевшего ей свои песни. «Мы встречались все реже и реже. Увидев меня однажды на улице, он соскочил с извозчика, подбежал ко мне.


— Прожил с вами уже всю нашу жизнь. Написал последнее стихотворение» (из воспоминаний А Миклашевской).
Пусть я буду любить другую.
Но и с нею, с любимой, с другой.
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.
Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была...

«Наша жизнь, что былой не была» — роман «прожит» в стихах, это — главное, оно и останется, об остальном же на языке нашей эпохи спел Александр Башлачев:


А что там было в пути?
Ах, эти женщины, метры,рубли...
Неважно, когда семь кругов беспокойного лада
Позволят идти, наконец, не касаясь земли...Из стихов Блока о Прекрасной Даме:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, страдая и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье.
Но страшно мне: изменишь облик Ты...

Казалось бы, Блок и Есенин — совсем разные поэты. Но и любовная лирика Есенина, словами Блока, — «только образ, лишь сон о ней». Непонятно, кого уговаривает герой Есенина — себя или ее, свою очередную подругу:


Куда ты рвешься, шалая?
Побудь, побудь,
Постой, душа усталая,
Забудь, забудь.
Она такая дурочка,
Как те и та...
Вот потому Снегурочка
Всегда мечта.
(«Цветы на подоконнике...» )

В раннем стихотворении Есенин изобразил расставание с любимой как прощанье с собственной тенью:


Где-то в поле чистом, у межи.
Оторвал я тень свою от тела.
Неодетая она ушла.
Взяв мои изогнутые плечи...

В фольклоре многих народов человек без тени — это человек, проклятый Богом, он теряет способность любить. Не это ли — «расплата за свободу в чувствах»? И не потому ли — «в голубой струе моей судьбы накипи холодной бьется пена»? Конечно, можно, обманывая себя и ее, «чтить метель за синий цветень мая, звать любовью чувственную дрожь», но в сердце все равно — другое:


Не тебя я люблю, дорогая,
Ты лишь отзвук, лишь только тень...
(Не та ли, что когда-то «неодетая ушла», но «живет по звуку прежних лет»?)

Блок признавался, что высшего взлета его поэзия достигала в момент «слияния со стихией». Это в полной мере относится к любовным стихам Есенина, в чем, по-видимому, один из секретов их подлинной популярности в народе.


Вижу сон. Дорога черная.
Белый конь. Стопа упорная.
И на этом на коне Едет милая ко мне.
Едет, едет милая,
Только нелюбимая.

Может быть, «гениальная простота» и есть главная тайна есенинской музы.


Эх, береза русская!
Путь-дорога узкая.
Эту милую, как сон.
Лишь для той, в кого влюблен.
Удержи ты ветками,
Как руками меткими.

Комментариев 0